Вы находитесь на зеркале основного сайта.
Через 5 секунд Вы будете перенаправлены на главный адрес: http://www.orthlib.ru.


Беседа на псалом сорок четвертый

(1) Во конец, о изменяемых [1], сыном Кореовым в разум, песнь о возлюбленнем.

Кажется, что и сей Псалом ведет к усовершенствованию человеческой природы, и тем, которые вознамерились жить добродетельно, доставляет пользу для сей предположенной цели. Ибо для преуспевающих нужно учение об усовершенствовании, какое предлагает сей Псалом, имеющий надписание: в конец, о изменяемых, где подразумевается: о людях, потому что мы из всех разумных существ наиболее подлежим ежедневным, и почти ежечасным, изменениям и превращениям. Мы не бываем тождественны сами с собою ни по телу, ни по душевному расположению. Напротив того, тело наше непрестанно течет и рассевается, находится в постоянном движении и превращении, то возрастая из малого в большее, то сокращаясь из совершенного в недостаточное. Ибо не одно и не то же с новорожденным младенцем отрок, который ходит в училище, и способен понимать искусства и науки. И опять, бесспорно, иное с отроком — подрастающий юноша, который уже в силах приниматься за дела отважные. И от юноши отличается муж крепостию и величиною тела и полнотою разума. И опять, пришедший в зрелость и достигший постоянного возраста начинает мало-помалу чувствовать лишения; телесная бодрость незаметно у него оскудевает, телесные силы слабеют, пока согбенный старостью не дойдет до последнего упадка сил. Так мы изменяемы; а потому Псалом сим словом премудро делает намек на нас, человеков. Ибо Ангелы не терпят изменения. Нет между ними ни отрока, ни юноши, ни старца, но в каком состоянии сотворены в начале, в том они остаются, и состав их сохраняется чистым и неизменяемым. А мы изменяемся и по телу, как уже сказано, а также и по душе и по внутреннему человеку, переменяя свои мысли вместе с предметами, непрестанно нам встречающимися. И мы инаковы, когда благодушествуем, когда все в жизни идет у нас удачно; инаковы в обстоятельствах затруднительных, когда встречаем что-нибудь вопреки своему желанию. Мы изменяемся и от гнева, принимая на себя какой-то зверский вид; изменяемся и от вожделений, делаясь скотоподобными чрез сластолюбивую жизнь. Кони женонеистовни сотворишася воспламененные страстию к жене ближнего (Иер. 5,8). Коварный уподобляется лису, как Ирод (Лк. 13, 32). А бесстыдный называется псом [2], как Навал Кармильский. Видишь ли, как разнообразно и многовидно наше изменение? Подивись же Тому, Кто так прилично применил к нам сие наименование! Посему, как мне кажется, один из толковников [3] хорошо и удачно выразил ту же мысль другим наименованием, вместо: о изменяемых, сказав: о лилиях. Скорое увядание цветов почел он приличным применить к бренности человеческого естества. Но поскольку слово поставлено в будущем времени, ибо сказано: о тех, которые изменятся, как будто сие изменение произойдет с нами в последствии: то посмотрим, не указывает ли оно нам на мысль о воскресении, в котором дано будет нам изменение, и изменение в состояние лучшее и духовное? Ибо сказано: сеется во тление, востает в нетлении (1 Кор. 15, 42–44). Тогда изменится вместе с нами и вся чувственная тварь. Ибо и небеса яко риза обетшают, и яко одежду свиет их Бог, и изменятся (Пс. 101, 27). Тогда, по слову Исаии, и солнце сделается в семь крат больше себя самого, а луна величиною, как ныне солнце (Ис. 30, 26). Поскольку же словеса Божии писаны не для всех, а только для тех, которые имеют уши по внутреннему человеку, то Пророк и надписал: о изменяемых, как думаю, о тех, которые заботятся о себе самих, и чрез упражнение в благочестии непрестанно более и более преуспевают. Ибо это есть прекраснейшее изменение, какое дарует нам десница Вышнего. Такое изменение сознавал в себе и блаженный Давид, когда, вкусив благ добродетели, простирался вперед. Ибо что говорит? И pех: ныне начах: сия измена десницы Вышняго (Пс. 76, 11). Посему для преуспевающего в добродетели нет мгновения, в которое бы он не изменялся. Ибо сказано: егда бех младенец, глаголах яко младенец, мудрствовах яко младенец, смышлях яко младенец: егда же бых муж, отвергох младенческая (1 Кор. 13, 11). И опять, сделавшись мужем, не прекратил своей деятельности, но задняя забывая, в предняя же простираяся, к намеренному тек, к почести вышняго звания (Флп. 2, 13–14). Посему и то — изменение, когда внутренний человек со дня на день обновляется.

Поскольку же Пророк хочет возвестить нам о Возлюбленнем, Который принял на Себя домостроительство воплощения для нас, достойных такой милости, то говорит, что песнь сия дана сыном Кореовым. Ибо это песнь, а не псалом, и потому была передана одним голосом и только стройными пением, без сопровождения звуками органа. Песнь же о возлюбленнем. И толковать ли тебе какого Возлюбленного разумеет слово? Или и прежде моих слов знаешь это, помня об упоминаемом в Евангелии гласе: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте (Мф. 17, 5)? Он возлюблен Отцем, как Единородный; возлюблен всею тварию, как человеколюбивый Отец и благий Предстатель. А возлюбленное и благое в существе своем одно и то же. Посему некоторые хорошо определили, назвав благим то, чего все желают. Но не всякой может достигнуть совершенства любви и познать истинно Возлюбленного, а только тот, кто совлекся уже ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф. 4, 22), и облекся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго (Кол. 3, 10). Кто любит деньги, воспламеняется тленною телесною красотою, предпочитает настоящую славу, тот, истощив силу любви, на что не следовало, делается слеп к созерцанию истинно Возлюбленного. Посему сказано: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим (Мк. 12. 30). Слово всем не допускает уделения любви на другие предметы. Ибо сколько истратишь любви на земные предметы, столько, по необходимости, не достанет у тебя в целом. Посему-то не многие из людей наименованы друзьями Божиими, как Моисей, о котором написано, что он друг Божий (Исх. 33, 11), и как Иоанн. Ибо сказано: друг Женихов, стоя, радостию радуется (Ин. 3, 29), то есть, кто имеет твердую и непоколебимую любовь ко Христу, тот достоин Его дружбы. Посему и Господь уже достигшим совершенства ученикам говорит: не ктому вас глаголю рабы, но други, яко раб не весть, что творит Господь его (Ин. 15, 15). Итак, совершенному возможно познать истинно Возлюбленного. И действительно, одни святые суть друзья Божии и друзья друг другу, а всякой порочный и невежда — не друг; потому что блага дружбы не совместны с худым расположением сердца. Почему безобразное и нестройное не может прийти в согласие дружбы. Ибо зло противоборственно не только добру, но и самому себе.

Но уже приступим к истолкованию пророческих слов:

(2) Отрыгну сердце мое слово благо. Иные полагали, что сие говорится от лица Отца о Слове, Которое было в начале у Отца, и Которое, говорят они, Отец извел как бы из сердца, из самой утробы; и от благого сердца произошло Слово благо. А мне кажется, что слова сии относятся к лицу пророческому, потому что последующие слова не оправдывают сего толкования об Отце. Отец не мог бы сказать о Своем языке: язык Мой трость книжника скорописца. (3) Красен добротою паче сынов человеческих. Потому что не сравнительно с человеками имеет Он превосходство красоты. И далее говорит: (8) сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости. Не сказал: помазах Тя Бог Твой, но — помаза Тя, из чего видно, что иное есть лице говорящее. Кто же это лице, как не Пророк, ощутивший действие на него Духа Святого? Он говорить: отрыгну сердце мое слово благо. Отрыжка есть внутренний воздух, при варении пищи из расторгшихся пузырьков поднимающийся вверх, и напитанный хлебом живым, сшедшим с небес и дающим жизнь миру, насыщенный всяким глаголом, исходящим из уст Божиих, то есть, по обыкновенному в Писании иносказанию, душа напитанная священными учениями, дает отрыжку сообразную пище. А как пища была словесная и добрая, то Пророк отрыгает слово благо. Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое (Мф. 12, 35). Будем и мы искать пищи в слове к насыщению душ своих (ибо сказано: праведный ядый насытит душу свою, Прит. 13, 26), чтобы сообразно с этим, что напитало нас, произносить нам не какое-либо слово, но слово благо. Человек лукавый, напитанный нечестивыми учениями, отрыгает из сердца слово лукавое. Не видишь ли, что отрыгают уста еретиков? Подлинно нечто отвратительное и смрадное, изобличающее, как сильна и глубока болезнь сих несчастных! Ибо лукавый человек от лукаваго сокровища сердца своего износит лукавая. Посему чешем слухом (2 Тим. 4, 3), не избирай себе таких учителей, которые могут произвести болезнь в твоей внутренности, и сделать, что отрыгнешь слова лукавые, за которые будешь осужден в день суда. Ибо сказано: от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися (Мф. 12, 37).

Глаголю аз дела моя Цареви. И сие изречение, конечно, ведет нас к мысли о лице пророческом. Глаголю аз дела моя Цареви, — это значит: признаюсь пред судиею, и обнаружением собственных дел своих предварю обвинителя. Ибо мы прияли такую заповедь: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 26). Язык мой трость книжника скорописца. Как трость есть орудие письменности, когда опытная рука движет ею для начертания написуемого так и язык праведника, когда Святый Дух им движет, погружаемый не в черниле, но в Духе Бога Живого, на сердцах верующих написывает слова вечной жизни. Посему дух Святый есть книжник, потому что премудр и всех научает и скорописец, потому что быстро движение мысли. Пишет же в нас Дух помышления, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных (2 Кор. 3, 3). А по мере широты сердца, Дух пишет на сердцах более иди менее: по мере предуготовительной чистоты, пишет или для всех явственно, или неявственно. По скорости же написуемого, целая уже вселенная наполнена благовестием.

Следующие же за сим слова, кажется мне, должно принять за начало особой речи, и не связывать их с предыдущими, но приложить к последующим. Ибо слова: красен добротою, как думаю, чрез обращение говорящего, сказаны ко Господу.

(3) Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих. К этой мысли приводят нас Аквила и Симмах. Первый говорит: Ты украшен красотою паче сынов человеческих; а Симмах: Ты прекрасен красотою паче сынов человеческих. Посему красным добротою Пророк называет Господа, приникнув в Его Божество, потому что воспевает не красоту Его плоти. Ибо видехом Его, и не имяше вида, ни доброты, но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих (Ис. 53, 3). Из сего явно, что Пророк, созерцая светозарность Господа, и объятый ее сиянием, душевно уязвленный сею добротою, подвигся божественною любовию к мысленной красоте. А когда она явится душе человеческой, тогда все дотоле любимое окажется гнусным и презренным. Посему и Павел, когда увидел Краснаго добротою, вся вменил за уметы, да Христа приобрящет (Флп. 3. 8). И хотя чуждые слову истины проповедь Евангельскую называют юродством, уничижая за простоту речи в Писании: но мы, которые хвалимся крестом Христовым, которым открыто Духом, яже от Бога дарованная нам, не в наученых человемеския премудрости словесех (1 Кор. 2, 13), мы знаем, что в учении о Христе излиялось на нас от Бога богатство благодати. Посему-то в короткое время проповедь обтекла почти целую вселенную; ибо обильная и щедрая благодать излита на проповедников Евангелия, которых Писание наименовало и устнами Христовыми. Посему-то проповедь Евангельская в своих, презираемых иными, речениях заключает много убедительного и влекущего ко спасению. И всякая душа препобеждается непреложными догматами, будучи утверждаема благодатию в непоколебимой вере во Христа. Посему и говорит Апостол: Имже прияхом благодать и апостольство в послушание веры (Рим. 1, 5). И еще: паче всех их потрудился, не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1 Кор. 15. 10).

Излияся благодать во устнах Твоих: сего ради благослови Тя Бог во век. В Евангелии написано, что дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его (Лк. 4. 22). Посему Псалом, чтобы яснее представить множество благодати в словах Господа нашего, выразительно говорить: излияся благодать во устнах Твоих. По неистощимости благодати в слове, благослови Тя, сказано, Бог во век. Очевидно, что сие должно относить к человечеству, так как оно преспевает премудростью и возрастом и благодатию (Лк. 2, 52). Относительно к одному человечеству разумеем, что благодать дана Ему, как награда за Его доблести. Подобное сему выражается в словах: (8) возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастники Твоих. Близко к сему и написанное Павлом к Филипийцам: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе (Флп. 2, 8–9). Из сего видно, что сие говорится о Спасителе. как о человеке. Или поскольку Церковь — тело Господне, и Господь — Глава Церкви; и как служители небеснего слова, по сказанному выше, суть устне Христовы (напр. Павел имел глаголющего в себе Христа 2 Кор. 13, 3, а то же имеет и всякий подобный Павлу по добродетели), так и все мы верующие, каждый сам по себе, составляем прочие члены тела Христова, то не погрешит, кто благословение, данное Церкви, отнесет к самому Господу. Посему слова: благослови Тя Бог, значат: члены Твои и тело Твое исполнил Бог Своими благами во век, то есть до бесконечности.

(4) Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, (5) Красотою Твоею и добротою Твоею. Думаем, что сие в переносном смысле относится к живому Слову Божию, чтобы Оно соединилось с плотию, к Слову, Которое действенно и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным (Евр. 4, 12). Ибо бедро есть символ родотворной силы. Сказано: сии души, яже изыдоша из чресл Иакова (Быт. 46, 26). Посему Господь наш Иисус Христос, как есть жизнь, путь, хлеб, виноградная лоза, истинный свет) и именуется другими многими именами, так есть и меч, который отсекает страстную часть души и убивает похотливые движения. Потом, поскольку Бог-Слово имел вступить в соединение с немощию плоти, то весьма кстати присовокуплено: Сильне. Ибо это — величайшее доказательство силы, что Бог возмог быть в человеческом естестве. Силу Слова-Бога не столько доказывает создание неба, земли, моря, воздуха, произведение величайших стихий, и все, что ни представим премирного и преисподнего, сколько домостроительство вочеловечения и снисхождение к уничиженному и немощному человечеству. Красотою Твоею и добротою Твоею. Красота отлична от доброты. Красивым называется, что в свое время пришло в полную свою зрелость. Так прекрасна пшеница, когда поспела для жатвы. Прекрасен плод виноградный, когда он с течением годовых времен, переварив в себе соки, достиг совершенства и стал годен к наслаждению. А доброта есть стройность в сложении членов, производящая собою привлекательность. Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею, то есть при исполнении времен, и добротою Твоею, то есть, созерцаемым и умопредставляемым Божеством. Ибо Оно действительно есть доброта, превышающая все разумение человеческое и все силы человеческие, и созерцаемая одним умом. Познали доброту Его ученики Его, которым Он наедине разрешал притчи. Видели доброту Его Петр и сыны Громовы на горе, видели доброту, которая была светлее светлости солнечной, и удостоились узреть очами предначатие славного Его пришествия.

И наляцы, и успевай, и царствуй. То есть, начав попечение свое о человеках воплощением, соделай сие попечение усильным, непрерывным и неослабным. Это проложит путь и доставит успех проповеди, и всех покорит Твоему царству. Да не удивляет же нас, что говорится повелительно: успевай, по обыкновению Писания, которое всегда так выражает желания. Да будет воля Твоя, вместо — буди. Да приидет цаpствие Твое, вместо — прииди.

Истины ради и кротости и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя. Опять слово употребляет подобный прежнему оборот речи, будто бы это, то есть успевать и царствовать, Господь приемлет в награду за истину и кротость и правду. Должно же разуметь сие так: поскольку у людей все превращено ложью; то, чтобы посеять истину, царствуй над человеками, над которыми царствует грех, ибо Ты — Истина. Кротости ради, — чтобы Твоим примером все были приведены к справедливости и благости. Посему-то Господь сказал: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Доказательство же кротости представил в Своих делах: укоряемый — молчал, ударяемый — терпел. И наставит Тя дивно десница Твоя, не столп облачный, не огненное озарение, но собственная десница. Твоя будет Твоим путеводством.

(6) Стрелы Твоя изощрены, Сильне. Изощренные стрелы Сильного — это меткие слова, которые достигая до сердца слушателей, поражают и уязвляют чувствительные души. Ибо сказано: словеса мудрых, якоже остны воловыя (Еккл. 12, 11). Посему и Псалмопевец, молясь некогда об избавлении его от современных коварных людей, в уврачевание языка льстива просит изощренных стрел Сильнаго. Но просит также и углей пустынных (Пс. 119, 4), чтобы кого, по окаменению сердца, не касаются стрелы слова, для тех готово было мученье, которое и назвал углями пустынными. Для тех, которые сами себя лишили Бога, необходимо уготовление пустынных углей. Ныне же стрелы Твоя изощрены. Сими стрелами уязвляются души, восприявшие веру и распаленные сильною любовью к Богу. Они говорят подобно невесте: уязвлена есмь любовию аз (Песн. 2, 5). Неисповедимая же и неизреченная доброта Слова — это красота премудрости, и зрак Божий во образе Его. Посему блаженны любозрители истинной доброты. Как привязанные к ней любовию, и воспламеня в себе любовь небесную и блаженную, они забывают родных и друзей, забывают свой дом и имение, не помнят даже о телесной потребности есть и пить, но преданы единой и чистой любви. Под изощренными стрелами можешь разуметь и посланных сеять Евангелие в целой вселенной; они по своей изощренности сияли делами правды и неощутительно проникали в души поучаемых. Сии-то стрелы, посланные повсюду, приготовили народы к тому, что они пали к стопам Христовым. Но мне кажется, что с большею последовательностью мыслей восстановится речь чрез перестановку слов, так что выйдет следующей смысл: наляиы, и успевай, и царствуй, и наставит Тя дивно десница Твоя, и людие под Тобою падут, потому что стрелы Твоя изощрены в сердцы враг Царевых. Ни один богоборец, и кичливый, и гордый, не падает ниц пред Богом; но падают, которые прияли послушание веры. Стрелы же, падшие в сердца прежде бывших врагов Царевых, влекут их к желанию истины, влекут их ко Господу, чтобы бывшие врагами Богу примирились с Ним по научении.

(7) Престол Твой, Боже, в век веа: жезл правости, жезл царствия Твоего. (8) Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. Поскольку пророк много уже говорил, обращаясь к человечеству во Христе, то возводит теперь слово свое на высоту славы Единородного. Престол Твой, Боже, говорит он, в век века, то есть, царство Твое за пределами веков и упреждает собою всякую мысль. И весьма кстати, по покорении народов, Пророк воспевает великолепие царства Божия. Жезл правости, жезл царствия Твоего. Для того Пророк и дал Ему собственное Его именование, ясно назвав Богом: престол Твой, Боже. Жезл Божий есть жезл вразумляющий. Но вразумляя, ведет за собою суды правые, а не уклоняющиеся от правды. Посему жезл царствия Его и называется жезлом правости. Аще оставят сынове Его закон Мои, и в судьбах Моих не пойдут: посещу жезлом беззакония их (Пс. 88, 31, 33). Видишь ли праведный суд Божий? Не на всякого употребляется жезл, но только на грешников. Но жезл сей называется и жезлом утешения. Ибо сказано: жезл Твой и палица Твоя, та Мя утешиста (Пс. 22, 4). Он называется также и жезлом сокрушения: упасеши я жезлом железным, яко сосуд скудельничь сокрушиши я (Пс. 2, 9). Но перстное и бренное сокрушается ко благу пасомых, так как предается во измождение плоти, да дух спасется (1 Кор. 5, 5).

Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. Поскольку преобразовательное помазание долженствовало указывать на то, что самые архиереи и цари служили также прообразованием, то плоть Господня была помазана истинным помазанием, сошествием на нее Святого Духа, Который именуется елеем радости. Господь же помазан паче причастник Своих, то есть, более всех людей имеющих участие со Христом. Ибо им дается некоторое частное общение Духа, на Сына же Божия сошедший дух Святый, как говорит Иоанн, пребысть на Нем (Ин. 1, 32). Прекрасно Дух именуется елеем радости. Ибо один из плодов, возращаемых Духом Святым, есть радость. Поскольку же слово о Спасителе у Пророка касается вместе и Божеского естества, и домостроительства вочеловечения, то, опять обращая взоры на человечество Бога, говорит: возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие, желая тем сказать: прочие люди трудами, подвигами, внимательностию достигают нередко расположения к добру, и отвращения от зла, а в Тебе есть естественное сродство с добром и отчуждение от беззакония. Но и нам, если захотим, не трудно приобрести любовь к правде и ненависть к беззаконию. Ибо на пользу разумной душе даровал Бог все способности, как способность любить, так и способность ненавидеть, чтобы управляемые разумом любили мы добродетель, и ненавидели порок. Бывают же случаи, когда похвально оказывать ненависть. Не ненавидищия ли Тя, Господи, возненавидех; и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я (Пс. 138, 21–22).

(9) Смирна и стакти и касиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя (10) Дщери царей в чести Твоей. Пророческое слово, нисходя по порядку, и описав предварительно дела домостроительства, при озарении Духа, открывающего Пророку сокровенное, доходит наконец до страданий. Сказано: смирна и стакти и касиа от риз Твоих. Что смирна есть символ погребения, научает нас Евангелист Иоанн, сказывая, что Иосиф Аримафейский при погребении употребил смирну и алое (Ин. 19, 32). А стакти есть тончайший вид смирны. При выжимании сего благовонного вещества, что бывает в нем жидкого, отделяется в стакти, а что остается густого, называется смирною. Посему и благоухание Христово благоухает как смирна, по причине Его страданий, и как стакти, потому что Он не недвижим и не бездействен оставался в продолжении трех дней и трех ночей, но нисходил во ад ради домостроительства воскресения, чтобы исполнить все, что Ему надлежало. Благоухает же касиею, потому что касия есть весьма тонкая и благовонная кора, облекающая собою древесный ствол. И можно думать, что пророческое слово именем касии глубокомысленно и премудро указало нам на крестное страдание, воспринятое в благодеяние всей твари. Посему видишь смирну, по причине погребения, — стакти, по причине сошествия во ад (ибо каждая ее капля стремится вниз), и касию, по причине домостроительства, совершенного плотию на кресте.

По сей-то причине говорит Пророк: возвеселиша Тя дщери царей в чести Твоей. Но какие же это дщери царей, как не благородные, великие и царственные души? Познав Христа по нисхождению Его к человечеству, оне возвеселиша Его в чести Его, в истинной вере и совершенной любви, прославляя Его Божество. О благоуханиях же сих, то есть, о приточном слове и об устроении учений, Пророк говорит, что они не скудны были на ризах Христовых, но разносились по всем зданиям. Ибо под тяжестями разумеет огромные домы; а тем, что они были построены из слоновой кости, как думаю, показывает богатство любви Христовой к миру.

Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Пророк говорит уже о Церкви, о которой узнаем из Песни Песней (6, 8), что едина есть совершенная голубица Христова, которая приемлет на десную страну Христову соделавшихся известными по своим добрым делам, различая их от людей негодных, как пастырь различает овец от козлищ. Итак, предстоит царица, то есть душа, сочетанная с Женихом-Словом, не обдадаемая грехом, но соделавшаяся причастницею царства Христова, предстоит одесную Спасителя в ризах позлащенных, то есть великолепно и священнолепно украшающая себя учениями духовными, сотканными и преиспещренными. Поскольку догматы — не одного рода, но различны и многообразны, объемлют собою учения естественные, нравственные и таинственные, то Псалом говорит, что ризы невесты преиспещрены.

(11) Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. (12) И возжелает Царь доброты твоея: зане Той есть Господь твой, и поклонятся [4] Ему. Призывает Церковь к слышанию и исполнению заповедуемого, и называя ее дщерию, сим наименованием вводит в свойство с Собою, как бы по любви присвояя ей право быть чадом. Слыши дщи и виждь. Словом виждь учит ее иметь ум приобученный к созерцанию. Обозри тварь, и воспользовавшись порядком в ней видимым, восходи такими образом к созерцанию Творца. Потом, смиряя ей высокую выю гордыни, говорит: приклони ухо твое. Не прибегай к языческим вымыслам, но приими смиренное слово в Евангельском учении. Приклони ухо твое к преподаваемым в нем наставлениям, чтобы забыть те дурные обычаи и отеческие учения. Посему забуди люди твоя, и дом отца твоего. Ибо всякий творяй грех, от диавола есть (1 Ин. 3, 8). Отринь учения демонские, забудь жертвы, ночные ликовствования, басни разжигающая на блудодеяние и на всякую нечистоту. Для того наименовал Я тебя Своей дочерью, чтобы ты возненавидела прежнего отца своего, который родил тебя на погибель. Если забвением сгладишь с себя пятна лукавых учений, то, возвратив себе собственную свою красоту, окажешься вожделенною для Жениха и Царя. Зане Той есть Господь твой, и поклонятся Ему. Словами: Той есть Господь твой, Пророк показывает необходимость повиновения. Поклонятся же Ему все твари. Ибо о имени Иисуса Христа всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Фил. 2, 10).

(13) И дши Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии. Кажется, что в Хананейской стране идолопоклонству предавались с особенным усердием. А главный город Хананеи — Тир. Посему пророческое слово, убеждая Церковь к повиновению, говорит, что и дщи Тирова придет некогда с дарами. И лицу твоему богатии людстии поклонятся с дары. Не сказал: тебе поклонятся с дары, но — лицу твоему. Ибо не Церковь приемлет поклонение, но глава Церкви — Христос, Которого Писание наименовало Лицем.

(14) Вся слава дщери Царевы внутрь: рясны златыми одеяна, и преиспещрена. (15) Приведутся Дарю девы в след ея. Поскольку она очистилась от лукавства древних учений, повинуясь наставлению, забыв люди своя и дом отца своего, то Дух Святый описывает ее качества. И поскольку видит сокровенную ее чистоту, то говорить: вся слава дщери Царевы, то есть Христовой невесты, которая чрез сыноположение стала уже дщерию Царя, внутрь. Псалом убеждает нас вступить во внутреннейшие тайны славы Церковной, потому что красота невесты есть внутренняя. Ибо кто благоукрашает себя для Отца, видящего в тайне (Мф. 6,4) и молится, и все делает не на показ людям, но чтобы только быть видимым Единому Богу, тот имеет всю славу внутрь, как и дщерь Царева. Посему и рясны златыя, которыми она одеяна и преиспещрена, также внутрь. Ничего не ищи в наружном золоте, или в телесном преиспещрении, но представь себе одеяние, достойное украшать созданного по образу Творца, как говорит Апостол: совлекшеся ветхаго человека, и облекшеся в новаго, обновлявмаго в разум по образу Создавшаго (Кол. 3, 9–10). И кто облекся во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, долготерпение, кротость (Кол. 3, 12), тот облечен внутренне, украшен по внутреннему человеку. И Господом Иисусом советует облещися Павел (Рим. 13, 14) не по внешнему человеку, но так, чтобы ум наш покрывало памятование о Боге. И думаю, что тогда изготовляется ткань духовной одежды, когда к назидательному слову присовокупляются и дела с ним сообразные. Как, в основу вплетая уток, ткут одежду для тела; так, когда за предваряющим словом следуют сообразные с ним дела, уготовляется сим благолепная одежда душе, имеющей вполне и словом и делом добродетельную жизнь. А рясны привешивают к одежде; и их должно понимать также в духовном смысле, почему и называются они златыми. Поскольку слово обширнее дела; то оно составляет как бы некие рясны, которые спущены вниз с ткани деятельности. За невестою же Господнею следуют некоторые души, не приявшие к себе семян чуждого учения; и они-то приведутся к Царю, сопровождая невесту. Да слышат же давшие Господу обет девства, что девы приведутся к Царю, но девы, которые близки к Церкви, следуют за нею, а не уклоняются от церковного благочиния!

(16) Приведутся же девы в веселии и радовании, введутся в храм Царев. Не те, которые по принуждению соблюдали девство, не те, которые по скорби или по нужде вступили в честную жизнь, но которые в веселии и радовании услаждаются таковым преспеянием, те приведутся Царю, и введутся не в какое-нибудь обыкновенное место, но в храм Царев. Ибо сии священные сосуды, которых не осквернило человеческое употребление, будут внесены во святая святых, и дано им будет право иметь доступ в самое святилище, которого не будут попирать ноги нечистые. А как важно быть введенным в храм Царев, показывает Пророк, когда молится о себе и говорит: едино просих от Господа, то взыщу. Еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его (Пс. 26, 4).

(17) Вместо отец твоих быша сынове твои: поставити я князи по всей земли. Поскольку выше повелено забыть люди и дом отца, то теперь, в награду за послушание, вместо отец получает сыновей, и сыновей украшенных такими достоинствами, что они поставляются князьями по всей земли. Кто же сии сыны Царевы? Это сыны Евангелия, которые возобладали всею землею. Ибо сказано: во всю землю изыде вещание их (Рим. 10. 12). И: сядут на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Мф. 19, 28). А если под отцами невесты разумеет кто Патриархов, то и в таком случае речь не мимо идет Апостолов. Ибо вместо патриархов родились у нее сыны во Христе, творящие дела Авраамовы, которые признаются равночестными Патриархам, потому что совершили подобные им дела, за каковые и отцы удостоились великих почестей. Святые же суть князи всей земли, по свойству с добродетелью, так как добродетель, по самому существу своему, дает первенство, как Иакову дала власть над Исавом. Ибо сказано: буди господин брату твоему (Быт. 27, 29). Посему те, которые соделались равночестными Отцам и подвижничеством добродетели приобрели над всеми превосходство, суть сыны невесты Христовой, и матерью своею поставляются князи по всей земли. Смотри же, как велика власть Царицы, — это власть рукополагать князей по всей земле.

(18) Помяну имя Твое во всяком роде и роде; сего ради людие исповедятся Тебе в век, и во век века. В заключение всего речь предлагается как бы от лица самой Церкви: помяну имя Твое во всяком роде и роде. Какое же это поминовение Церкви? Это — исповедание народов. 


[1] С Греческого: о изменитися хотящих.

[2] 1 Цар. 25, 3. По Славянскому переводу: человек зверонравен, у Седмидесяти: ο ανθρωπος κυνικος.

[3] (в) Аквила.

[4] У Седмидесяти и в Славянском переводе читается: и поклонишися Ему.


Hosted by uCoz