Вы находитесь на зеркале основного сайта.
Через 5 секунд Вы будете перенаправлены на главный адрес: http://www.orthlib.ru.


ИЗ МУКАЧЕВСКОИ ЕПАРХИИ

ВЕКАМИ ОЖИДАЕМОЕ ТОРЖЕСТВО

Церковное торжество, какое православные верующие ожидали целые века, произошло в праздник Успения Богоматери в г. Мукачеве, Закарпатской области, на территории загородного женского монастыря, в текущем 1947 г. Этот монастырь построен в 1360 г., как православная святыня, выходцем из Подолии князем Федором Корнятовичем на склоне Чернечей горы, покрытой лесом.

Население Закарпатья составляют украинцы. Многовековая политическая зависимость от венгров наложила весьма сильный отпечаток на всю религиозно-церковную и национальную жизнь наших закарпатских братьев. Под натиском католической Венгрии на Закарпатье, искони-православном по вере, водворилась уния. Инстинкт национального самосохранения вызвал во второй половине XIX века среди части духовенства и интеллигенции движение и стремление к возрождению православной веры. Это движение вызвало мадьярско-католические репрессии, венцом которых был знаменитый Марамораш-Сигетский процесс, продолжавшийся с 23/VII–1913 до 3/III–1914 г. С этого времени начались аресты православных и обыски по всем православным селам; искали и отбирали молитвенники, псалтири, жития святых, иконы, листки и письма; православных арестовывали и истязали; женщин иногда раздевали до нага и били. В Изе схватили православных девушек, живших монашеской общиной, выгнали зимой в реку и держали в ледяной воде. В числе этих исповедниц была нынешняя игуменья Мукачевского монастыря мать Параскева. Единственного тогда православного священника, нынешнего архимандрита Алексия (Кибалюка), искали по всему краю, а за его поимку обещана была награда в 2000 довоенных крон. Иеромонах Алексий находился тогда в Америке, но когда он узнал о преследованиях своих братьев, то сам добровольно прибыл в Сигет и 6 сентября 1913 г. явился к судебным властям. Его тотчас заключили в тюрьму. Какой же это был необыкновенный процесс! Судили «бунтовщиков», опасных для мадьярской державы, а на столе перед судьями в качестве вещественных доказательств лежали Евангелия, псалтири, богослужебные книги и иконы. Главный виновник процесса герой — пастырь Алексий был осужден на 4 года и 9 месяцев тюремного заключения со штрафом в 1000 крон.

Мадьяры придушили православное движение, но его не угасили. Когда Закарпатье после войны вошло в состав Чехословакии, то благодаря свободе религии православное движение вспыхнуло с новой небывалой силой. Православные нашли поддержку в Сербской Церкви и у них появился свой епископ и духовенство, получившее образование в Сербии. Встревоженный Рим постарался нанести новый удар православному движению. Он вынудил согласие у чешского правительства на заключение конкордата, по которому у православных отбирались все храмы, когда-то бывшие греко-католическими. Бедные жители горной страны сумели воздвигнуть новые храмы, а наряду с ними начали возникать новые монастыри. По данным доклада для Сербской митрополии, в 1930 г. в Закарпатье было 170 тысяч православных, 120 церквей, 80 молитвенных домов и 8 монастырей. Со времени воссоединения Закарпатья с великим нашим Отечеством в 1945 г. в Православие перешли 73 села.

Вот в этот удивительный край исповедников и мучеников за веру православную прибыли, по приглашению его архипастыря, Преосвященного Нестора, из Львова Высокопреосвященный Макарий в сопровождении о. протопресвитера Г. Костельника и о. протоиерея В. Дрелиха. С Волыни прибыл Преосвященный Варлаам Луцкий, из Одессы Преосвященный Сергий, из Станислава Преосвященный Антоний, а из Киева в качестве представителей Экзарха Украины Митрополита Иоанна прибыла делегация в составе протоиереев: К. Ружицкого, Д. Плахтеева и Б. Шулькевича и множество священнослужителей местных церквей. Безусловно никогда в истории Закарпатья не было такого грандиозного православного торжества.

Оно совершалось под открытым небом, ввиду множества народа, исчисляемого до 30 тысяч. Ко дню торжества специально была сооружена деревянная часовня, которая служила алтарем и солеей, архиерейская же кафедра находилась уже вне часовни под открытым небом. Церковное торжество началось всенощной в навечерие праздника.

Самой большой, исключительной особенностью Успенского торжества было обилие на нем проповедей. Первую проповедь за всенощной произнес на русском языке Преосвященный Нестор. Он отметил явный акт покровительства Божией Матери в том факте, что в радостный день Ее Успения тут собрались 4 архиерея с родной украинской земли, как бы в вознаграждение за те страдания за веру православную, какие переносил благочестивый народ Закарпатья; как наглядный памятник этих страданий нарочито воздвигнута часовня, являющаяся точным воспроизведением тех молитвенных домов, в каких молились первые-пионеры и исповедники Православия.

Далее говорил за всенощной Владыка Волынский и Ровенский Варлаам. Он говорил на украинском языке и подчеркнул чувство симпатии и сочувствия к закарпатским страдальцам за веру православную, наполняющее души их ближайших земляков-волынцев. Дальнейшая часть слова Преосвященного проповедника явилась горячей и убежденной полемикой с неправдой Рима. Преосвященный Антоний, епископ Станиславский и Коломийский, один из главных деятелей воссоединения с Православной Церковью греко-католической церкви в Галиции и говоривший по-украински, первую часть своей проповеди посвятил празднику Успения Божией Матери, представив Успение, как радостный завершительный акт трудного земного жития Богоматери, а далее начал говорить о радостном эпилоге многострадальной жизни галицкого народа, каким явилось его воссоединение с Киевом, «матерью русских народов», не только в политической жизни, но и в религиозно-церковной сфере. Трогательно и торжественно звучали дальнейшие его слова об историческом Львовском Соборе 8–10 марта 1946 г. и особенно величественным был призыв от имени этого Собора — воссоединиться с Православной Церковью предков, обращенный к тем жителям и, главным образом, священникам Закарпатья, которые еще не освободились от римского пленения и пребывают в разъединении со всей соборной Украиной и ее извечной Православной Церковью.

По окончании всенощной почти всю ночь не спали паломники-богомольцы. Совершалась исповедь, произносились проповеди; в кружках, тут и там, пели богослужебные песнопения. С раннего утра совершались Литургии: в 5, 7, 9 часов и последняя торжественная архиерейская, в 11 ч., продолжавшаяся 5 часов. На всех Литургиях и в промежутках между ними произносились проповеди. За архиерейской Литургией, после Евангелия, произнес слово о. протопресвитер д-р Г. Ф. Костельник.. Он, как, один из инициаторов и вдохновителей всего великого дела воссоединения с Православной Церковью бывшего греко-католического духовенства западных областей Украины говорил о тех мотивах, по каким это воссоединение было необходимым, единственно спасительным и богоугодным. Во время запричастного стиха проповедывал Преосвященный Сергий, епископ Одесский и Херсонский, сказав, что день. Успения Богоматери является храмовым праздником в знаменитой Киево-Печерской Лавре и в Почаевской, с какой так тесно связано православное движение на Закарпатье и день Успения Богоматери объединяет нас всех в одну великую славянскую семью. Затем, подчеркнув. тот момент, что мы находимся в непосредственной близости от территории, где жили и действовали святые первоучители славян Кирилл и Мефодий, Преосвященный Сергий в заключительной части своего слова говорил о необходимости единения всех славян на почве православной веры и Церкви. В конце Литургии обратился к верующим с теплым и сердечным словом Высокопреосвященный Владыка Макарий. Преосвященный Нестор в заключительном слове благодарил высоких гостей и богомольцев за участие в торжестве.

Успенское торжество происходило в древних стенах Мукачевского монастыря. Если бы эти стены могли заговорить, они поведали бы нам о другом «торжестве» в Мукачеве в дни 15–17 июля 1748 г. В Мукачеве был тогда епископ Мануил Олшавский, уже униатский владыка.

Хотя в это время еще жил в Марамороше православный епископ Досифей и уния еще окончательно не восторжествовала, тем не менее латинские венгерские епископы в Ягере уже давно перед тем добивались полного подчинения своей власти мукачевских униатских владык. И вот в Мукачев лично пребывает из Ягера мадьярский латинский епископ Барковций. Гордый «князь» римской Церкви является не только со своей духовной свитой, но и в сопровождении большого воинского отряда конницы. Он приезжает для канонической визитации Мукачевского униатского епископа, считая его себе подвластным. Прибыв в Мукачев, Барковций трижды, через своих клирошан (членов совета), через своего канцлера (управделами) и настоятеля Мукачевской церкви шлет требование к Мануилу Олшавскому, чтобы он вышел на его встречу. Но епископ Мануил не хочет унизиться перед латинским венгерским епископом. Мануил глубоко чувствует свое национальное и церковное угнетение и целый день остается дома. Прошла тяжелая бессонная ночь. Мануил сломан: ведь помощи ждать неоткуда. На утро 16 июля, он является к Барковцию. Барковций требует, чтобы епископ Мануил тут же произнес перед ним клятву в том, что во всем беспрекословно будет подчиняться ему. Еще раз чувство протеста охватило несчастного «русского» епископа. Он колеблется; одну минуту он хочет снять с себя епископский крест и тем отказаться от сана; он уже поднимает вверх руку, но рука падает бессильно: выхода же нет и... Мануил приносит требуемую клятву. Только тогда оба епископа направляются в греко-католическую церковь.

Триумфатор Барковций, уезжая из Мукачева, распорядился: 1) что без его согласия Мукачевский униатский епископ не сможет ни принимать, ни ставить новых священников; 2) что наказывать священников и разводить их с женами может только Ягерский епископ; 3) что соборы униатского духовенства должны происходить в присутствии делегата от Ягерского епископа, как председателя; 4) что новых приходов и церквей Мукачевский епископ не может открывать без согласия и ведома Ягерского епископа; 5) что назначение архидиаконов (благочинных окружных) утверждается Ягерским епископом; 6) что жители «руських» сел, в каких нет униатского священника, должны подчиняться ближайшим латинским (мадьярским) плебанам (ксендзам); 7) что униаты за церковные требы должны вносить оплату не только своим униатским священникам, но и латинским плебанам.

Вот такие результаты и такой характер имело Мукачевское «торжество» в связи с приездом туда из Ягера латинского мадьярского епископа 200 (без года) лет тому назад. Два торжества 1947 г. и 1748 г. — два мира: православный и римско-католический.

СЕРГЕИ ХРУЦКИЙ


Hosted by uCoz