Вы находитесь на зеркале основного сайта.
Через 5 секунд Вы будете перенаправлены на главный адрес: http://www.orthlib.ru.


«Нравственные основы христианского брака»

(Магистерский диспут доцента ЛДА А. М. Матвеева)

24 марта 1977 года в Актовом зале Ленинградских духовных академии и семинарии на открытом заседании Совета академии состоялась официальная защита доцентом Александром Матвеевичем Матвеевым диссертация «Нравственные основы христианского брака (опыт нравственно-психологического исследования)», представленной на соискание степени магистра богословия. На заседании присутствовали почетный член Ленинградской духовной академии митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, Патриарший Экзарх Западной Европы, епископ Астраханский и Енотаевский Михаил, ректор Ленинградских духовных академии и семинарии епископ Выборгский Кирилл, члены Совета академии, учащиеся Ленинградских духовных школ, представители городского клира, другие гости.

После пения молитвы «Царю Небесный» ректор епископ Кирилл открыл заседание и сообщил, что официальными оппонентами Совет академии назначил магистра богословия епископа Астраханского и Енотаевского Михаила и преподавателя П. А. Дудинова. Затем и. о. секретаря Совета академии протоиерей Георгий Тельпис прочитал curriculum vitae диссертанта.

Александр Матвеевич Матвеев родился 16 июня 1914 года в дер. Горушка Псковской губернии в семье крестьянина. С девяти лет совмещал учебу с работой. После средней школы поступил в 1934 году в Ленинградскую лесотехническую академию имени Кирова. С 1939 года, по окончании академии, работал в г. Львове, а после демобилизации из рядов Советской Армии в 1945 году — в Ленинграде.

В 1947 году А. М. Матвеев поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1951 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Догмат о всеобщем воскресении в русской богословской литературе». Затем был помощником инспектора и секретарем заочного сектора академии, преподавателем библейской истории Нового Завета в семинарии, преподавал нравственное богословие в академии. Одновременно продолжал исполнять обязанности секретаря, а позже — заведующего заочным сектором. В 1963 году после произнесения пробных лекций он был утвержден в должности доцента. А. М. Матвеев составил ряд пособий для воспитанников семинарии и студентов академии.

Ректор епископ Кирилл предоставил слово А. М. Матвееву для произнесения традиционной речи перед защитой диссертации.

А. М. Матвеев отметил, что «опыт исследования христианских нравственных основ и их приложение к браку ставит своей основной целью показать то глубокое и благотворное влияние, которое оказывают христианские нравственные идеи на все стороны человеческой жизни и человеческих взаимоотношений вообще, на брак в частности и в особенности... Правильное понятие о браке можно составить лишь тогда, когда будут приняты во внимание все факторы, не только случайные и временные, но и постоянные, непреходящие, истины абсолютные и неизменные. Такие абсолютные истины содержатся не в творениях рук человеческих, а в Божественном Откровении... Обращение к этим чистым источникам Священного Писания, глубоко понятого и мудро истолкованного святыми отцами и учителями Церкви, позволило автору не только преодолеть многие трудности в понимании основ христианского брака, но и пережить минуты духовной радости как в процессе самой работы над сочинением, так и в процессе педагогической деятельности».

Автор кратко изложил содержание диссертации.

Диссертация состоит из двух частей. В первой части излагаются нравственные основы: в первой главе исследуются эмпирические основы нравственности, во второй — психологические, в третьей — рациональные, в четвертой — религиозные. Такой последовательно-сравнительный анализ, по словам автора, «показывает высоту и важность религиозного начала не только как завершающего, но и как истинного». В пятой, последней главе первой части автор, проводя границу между знанием и нравственностью, сопоставляет, с одной стороны, нравственность, с другой — право, искусство, а также дает анализ взаимоотношений личной и социальной нравственности.

Во второй части, состоящей из трех глав, раскрывается достоинство христианского брака. В первой главе «Происхождение брака» дано понятие о браке вообще, приводятся наиболее характерные определения брака, говорится о Божественном установлении брака, а затем — о потере Божественного достоинства брака в язычестве и о восстановлении первоначального Божественного достоинства брака в христианстве. Во второй главе «Сущность брака» диссертант исследует четыре наиболее характерных стороны в браке: физическую, нравственную, юридическую и религиозную. В последней главе «Целевое назначение брака» рассматриваются, в соответствии со свидетельством Священного Писания, три основных цели брака: а) деторождение (Быт. 1, 27–28); б) взаимопомощь супругов (Быт. 2, 18) и в) сохранение целомудрия и телесной чистоты (1 Кор. 7, 2).

В сочинении А. М. Матвеева говорится и о другом, столь же важном, как и брак, христианском пути жизни — монашестве, связанном с обетом сохранения девства.

В заключении автор диссертации пишет: «Хотелось бы еще раз обратить внимание молодых людей, в особенности верных чад Православной Церкви Христовой, ради спасения и счастья которых и написано это сочинение, на то, что от правильного понимания христианского нравоучения и от правильного применения его в жизни, особенно в брачной жизни, где, как в фокусе, концентрируется и проверяется истинное достоинство человеческой личности, зависит счастье и радость жизни настоящей и будущей. Избравшему путь монашеской жизни необходимо всячески сохранять монашеские обеты, а избравшему путь брачной жизни — сохранять брачные клятвы. Любовь к жене должна быть для христианина такой же священной и преданной, как и любовь к Богу, даровавшему нам жизнь; как и любовь к Церкви, даровавшей нам спасение; как и любовь к Родине, в которой мы родились и живем. И подобно тому, как одна у нас жизнь и один Бог, даровавший ее, одна Церковь, освящающая и спасающая нас, одна Родина, вскормившая и вспоившая нас, так же должна быть и одна жена. Сам Господь наш Иисус Христос призывает нас к этому, говоря: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6; ср. 1 Тим. 3, 2. 11–12).

Ректор епископ Кирилл предоставил слово епископу Астраханскому и Енотаевскому Михаилу. Оппонент отметил «несомненную актуальность избранной автором темы, охватывающей одну из наиболее универсальных областей человеческих отношений, влияющих на все стороны духовной и физической жизни, в равной степени в индивидуальных и социальных планах». Епископ Михаил, подробно анализируя диссертацию, указал на ее достоинства и отметил также недочеты. По его словам, диссертант проявил незаурядную смелость, поставив проблему во всей ее широте и предпослав исследованию брака обширное изложение основ нравственности, использовал при разработке темы ценный метод: «Он не только излагает свою концепцию, но и противопоставляет ей различные, иногда противоположные ей взгляды, приводя многочисленные примеры из жизни и литературы»; обстоятельно как в историческом, так и в современном планах описал канонические и юридические нормы брачного состояния. Преосвященный Михаил, оценивая работу в целом, выразил твердую убежденность в том, что этот оригинальный труд является «в целом весьма ценным вкладом в православное нравственное богословие, притом в области весьма актуальной и очень мало разработанной».

Преподаватель П. А. Дудинов приветствовал труд диссертанта как «попытку обобщения христианского осмысливаяия столь важного проявления человеческой жизни, каким является брак... Автору удалось... преподнести читателю весьма ценный материал при освещении вопросов, связанных с браком». Он отметил также «большое воспитательное значение диссертации для питомцев духовных школ и возможность использования ее воспитателями в своей работе».

По заслушивании отзывов А. М. Матвеев ответил на вопросы и замечания официальных оппонентов, поблагодарив их за понесенный ими нелегкий труд рецензирования диссертации.

В дискуссии, в которой выяснялось и уточнялось понимание отдельных мест диссертации, выступили митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, заслуженный профессор протоиерей Михаил Сперанский, и. о. инспектора профессор протоиерей Василий Стоиков, заслуженный профессор Н. Д. Успенский и другие участники диспута. Все выступавшие дали высокую оценку диссертации. Тайным голосованием Совет академии единогласно высказался за присуждение диссертанту степени магистра богословия. В журнале заседаний Совета академии и семинарии было записано: «Учитывая положительные отзывы оппонентов, успешную защиту и результаты голосования, присудить ученую степень магистра богословия доценту Ленинградской духовной академии Матвееву Александру Матвеевичу за его диссертацию «Нравственные основы христианского брака (опыт нравственно-психологического исследования)».

Ректор епископ Кирилл, объявляя о постановлении Совета, сказал, что, в соответствии с уставом духовных школ Русской Православной Церкви, настоящее решение Совета будет представлено на утверждение митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму и Святейшему Патриарху Пимену.

Митрополит Никодим, тепло поздравив диссертанта с успешной защитой, сказал, что он утверждает данное постановление Совета академии и сделает представление Святейшему Патриарху Пимену об утверждении А. М. Матвеева в ученой степени магистра богословия.

Ректор епископ Кирилл, обращаясь к доценту А. М. Матвееву с сердечным поздравлением, отметил, что настоящая защита интересной и полезной работы является большим событием не только в личной жизни диссертанта, но и в жизни нашей духовной школы, которая с радостью примет в свои ряды нового профессора. Заседание Совета Ленинградской духовной академии закончилось пением молитвы «Достойно есть».

Святейший Патриарх Пимен резолюцией от 29 апреля 1977 года утвердил присвоение доценту А. М. Матвееву ученой степени магистра богословия.

Протоиерей Георгий ТЕЛЬПИС,
 и. о. секретаря Совета ЛДА и ЛДС


Hosted by uCoz