Вы находитесь на зеркале основного сайта.
Через 5 секунд Вы будете перенаправлены на главный адрес: http://www.orthlib.ru.


Две недели в Риме [1]

Благодаря возведенным Папой Иоанном VIII укреплениям базилика апостола Павла в том же виде простояла в течение ряда столетий. Генрих IV в 1083–1084 гг. разрушил только портик, который выходил на Остийскую дорогу. В 1348 году базилика понесла урон от землетрясения. В XV в. она была реставрирована, но в ночь на 15 июля 1823 года очень пострадала от пожара. Восстановлена она была папой Григорием XVI (1831–1846) и освящена папой Пием IX в 1854 году. На 3-й стр. обложки изображена базилика, какой она была в XIV веке. Рисунок был сделан со стороны Тибра. На переднем плане слева — внутренний двор и портик базилики. На втором плане, также слева — базилика с колокольней. К базилике примыкает справа монастырь с высокими стенами и башнями. За монастырем виден холм, на склоне которого, обращенном к алтарю базилики, до сих пор видны ниши древнего кладбища. Внутри базилики находится престол апостола Павла со стороны алтарной апсиды. В мраморном окладе престола видны золоченые решетчатые дверцы, за которыми горит светильник. (Фото 5) Дверцы можно открыть и, став на колени, поцеловать плиту, на которой руническими буквами написано: «Павлу апостолу мученику». Черные пятна — отверстия, в которые опускали для освящения полотенца, пояса и пр. (см. фото 6). Плита была изготовлена и положена над могилой апостола в IV веке по повелению императора Константина. На фото 5показан внутренний двор современной базилики со статуей апостола Павла. С именами апостолов Петра и Павла связана так называемая Мамертинская тюрьма, расположенная на склоне Сребреников Капитолийского холма. Во втором этаже этого двухэтажного здания, построенного в 1540 году, — церковь во имя св. Иосифа Обручника (см. фото 7). Оконные проемы нижнего этажа загорожены железными решетками. Это — позднее оформление, символически указывающее на подземную тюрьму, в которую ведет узенькая лестница из помещения первого этажа. Тюрьма — узкое и довольно длинное помещение со сводчатым потолком, вытесанное в горной породе. Помещение освещается электричеством, так как естественный свет туда не проникает. Недалеко от лестницы — маленькая ниша-алтарь. Слева от алтаря — каменная тумба, вытесанная в горной породе. Поодаль от тумбы небольшой резервуар с водой. На стене надпись на итальянском языке, что указывает на ее позднее происхождение: «Вот столб, где некогда святые апостолы Петр и Павел, будучи связаны, обратили святых мучеников Прокесса и Мартиниана, которые были сторожами этой тюрьмы, и других 47 к вере Христовой и крестили их водой из этого источника, который появился чудесно».

В этой надписи есть доля исторической истины. Дорога от Мамертинской тюрьмы приводит на Римский форум. Недалеко отсюда стоят сохранившиеся здания курии, где патриции решали общественные дела и хранился государственный архив. Мамертинская тюрьма находилась таким образом вблизи от комплекса учреждений, связанных с судопроизводством. Возможно, что апостол Петр мог быть осужден на смерть в цирке по требованию толпы, но апостол Павел, как римский гражданин, должен был предстать перед судом на форуме. Римское правительство строго следило за соблюдением законности. (Фото 6) Даже в далекой Палестине ни Клавдий Лисий, ни Порций Фест, ни царь ирод Агриппа отдать апостола на суд толпы не решились, хотя она и была орудием в руках первосвященника. Тем более не могло быть подобного самоуправства в столице империи. Без сомнения, апостол Павел томился в этой тюрьме и со свойственной ему ревностью проповедовал и узникам, и тюремным служителям и многих из них обратил ко Христу.

Связаны с именами апостолов Петра и Павла катакомбы мученика Севастиана — Диоклитианова воина, замученного в 292 году и погребенного здесь. Они расположены к юго-востоку от города на территории современного францисканского аббатства. Катакомбы использовались христианами для захоронений задолго до царствования Диоклитиана. Характерно, что здесь нет следов захоронений язычников, но зато богато представлена христианская символика. Монограмма Христа, якорь, рыба, голубь, держащий во рту масличную ветку (символ жизни), кит, извергающий Иону, Богоматерь-Оранта (с греч. — Молящаяся) с воздетыми горе руками. Очень интересна надпись над кубикулой — усыпальницей некоего Гермеса: «Маркус Клодиус Гермес, который жил семьдесят пять лет, при жизни сделал (подразумевается эту кубикулу. — Авт.)себе и своим отпущенникам и которые будут отпущены после них». Внутри кубикулы, на восточной ее стене, изображены два голубя, на левой — попугай (символ бессмертия) и голубь, в своде — голова медузы (символ отгнания злых духов). На наружной стене кубикулы над входом слева изображение Доброго Пастыря, справа — христианской агапы. Отпущение рабов на свободу случалось в Риме и в дохристианское время. Но Гермес не только отпускает на волю своих рабов, а и приготовляет места для их захоронения. Более того, он оставляет места для захоронения и тех, кто будет отпущен на волю в последующее время. В данном случае сказались наставления апостола Петра, призывавшего, чтобы христиане были «все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3, 8), и призыв апостола Павла — облечься в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 10–11). Учение апостолов перерождало людей так, что принявший крещение господин становился братом своему рабу. Напрашивается вопрос, не тот ли это Ермий, которому апостол Павел посылал привет в Рим (Рим. 16, 14), и не являлись ли перечисленные вместе с ним поименно, а также названные «другими с ними братьями» бывшими рабами Ермия.

Заметим, что массовое отпущение рабов на волю уже при Нероне приняло такие размеры, что в сенате поднимался вопрос о том, чтобы «отпущенников обратить по-прежнему в невольничество», но, как пишет Тацит, дело ограничилось тем, что несколько знатных особ было осуждено на смерть, но они умерли естественной смертью. Очевидно, сенат не мог повернуть историю вспять. (Фото 7) Христианская проповедь уже в годы пребывания в Риме апостолов размывала материальные и этические основы рабовладельческого строя империи, и в этом была заслуга христианства перед человечеством.

Вопрос о причастности апостолов Петра и Павла к катакомбам Севастиана возник после того, как в 1915 году были обнаружены в них надписи. Одна из них представляет собой молитву, обращенную к апостолам: Paule e Pere, peie pro Vicore, то есть: «Павле и Петре, просите за Виктора». Другая надпись: Pero Paulo Tomiu Celiu refrigerium feci, то есть: «Томиус Цельсиус соделал утешение (агапу) в честь Петра и Павла» вызывает новый вопрос, почему данная агапа была устроена в отдаленных от города катакомбах, а не на местах погребения апостолов. Римскими историками высказано предположение, что останки апостолов какое-то время покоились в этих катакомбах. Это могло быть при Валериане (253–259) и последующих императорах. Римляне считали места захоронений священными и не посягали на них. Христиане свободно чувствовали себя на местах захоронения, их религиозная жизнь была связана с усыпальницами. Император Валериан посягнул на освященную веками традицию, поэтому можно было ожидать насильственного изъятия останков мучеников, в первую очередь апостолов. Это побудило христиан перенести останки апостолов в отдаленные от города катакомбы. (Фото 8) Подтверждает эту версию существование над катакомбами пятинефной базилики во имя апостолов Петра и Павла, фундаменты которой сохранились за алтарной апсидой существующего храма.

Рим был местом страданий многих христианских мучеников и мучениц, святителей и преподобных мужей и жен, почитаемых и Православной Церковью Востока. С особым благоговением почитает христианский Восток, в частности Русская Церковь, Святителя Николая Чудотворца. «Отче Николае, аще и Мирская страна молчит, но мир весь, иже тобою просвещенный, мира же благоухание и чудес множествы взывает благохвальными песньми» — так сказано в стихире на литии, глас 2 на день празднования кончины Святителя (6 декабря 350 года). «Мирская страна молчит. . . » Некогда город с морской гаванью, Миры ныне представляют собой маленькую турецкую деревню. Промыслу Божию было угодно, чтобы останки Святителя Николая сохранились. Моряки из города Бари привезли их в свой город.

Год перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая точно не известен. Архиепископ Черниговский Филарет считает, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году [2]. Митрополит Московский Макарий полагает, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077–1089 гг.) [3]. В Бари на низком берегу стоял монастырь с церковью во имя святителя Григория Великого. В эту церковь 9 мая 1087 года, как считают в Бари, и был поставлен саркофаг с останками Святителя Николая Чудотворца.

Через два года по перенесении святых мощей была построена крипта (подземная часовня), и папа Урбан II собственноручно положил останки Святителя Николая в приготовленный в крипте глубокий, вытесанный из мрамора саркофаг. В середине XII в. над криптой был построен большой трехнефный храм (см. фото 8),так что крипта оказалась под алтарями базилики. Пройдя почти до конца весь правый неф и спустившись по лестнице в крипту, можно увидеть огороженный решеткой алтарь (см. фото 10). В престоле во имя Святителя Николая Чудотворца с западной стороны видна решетка. За ней внутри престола находится икона Божией Матери, пожертвованная митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Перед иконой горит лампада. Решетку открывают для паломников. Стоя на коленях перед открытой решеткой, можно поцеловать надгробную плиту Святителя Николая Чудотворца.

В 1953 году в базилике, простоявшей 866 лет, производились капитальные работы по укреплению ее стен и дна склепа, где находился саркофаг с мощами Святителя Николая. По благословению папы Пия XII, был открыт поднятый из склепа саркофаг Святителя Николая; останки его, которые не открывались с того дня, как положил их в саркофаг папа Урбан II, были тщательно свидетельствованы. На дне саркофага было до 2 см прозрачной жидкости, похожей на воду горного источника. Кости, находившиеся на уровне воды, были извлечены, и вода вылита из саркофага. Поскольку крипта Святителя Николая находится на расстоянии около 200 метров от моря и саркофаг лежит ниже уровня воды, естественным было предположение, что морская вода проникла через трещины в саркофаг. После тщательной просушки саркофаг был исследован, но трещин на нем не оказалось. Поэтому вопрос проникновения воды остается пока неразрешенным. Местные монахи-доминиканцы называют ее манной, очевидно, по ассоциации с манной ветхозаветной (Иск. 16, 33 и др.). Говорят, что она в небольшом количестве появляется и теперь в гробнице Святителя Николая. Ее оттуда достают с помощью особого сифона, и паломники могут приобрести ее в маленьких флакончиках в киоске, прилегающем ко входу в аббатство, что сделал и я.

Тщательное исследование останков показало, что Святитель Николай скончался в возрасте от 70 до 80 лет. Изучение костей грудной клетки и позвоночника свидетельствует, что он страдал артрозом позвоночника (хроническое заболевание суставов обменного характера, в основе которого лежит нарушение питания суставных концов костей. — Ред.)и, возможно, анкилозом (неподвижность сустава вследствие сращения суставных поверхностей. — Ред.). Радиологическое исследование черепа выявило внутреннее костное уплотнение черепной коробки, весьма обширное и ярко выраженное (perooi endocramoica diffua). Полагают, что это могло быть следствием многолетнего томления в сырых тюрьмах, куда Святитель Николай был заключен в возрасте около 50 лет. Таким образом исследование останков Святителя подтвердило, что он, как исповедник Христов, перенес те испытания, о которых упоминается в его Житии [4]. Путем изучения строения черепа и рисунка лицевой маски удалось восстановить черты лица Святителя Николая. Интересно, что они оказываются довольно близкими лику его, изображаемому на русских иконах (см. фото 9). (Фото 9)Очевидно, одухотворенный творческий гений древних русских иконописцев интуитивно открывал им то, что мы видим в результате современного изучения.

Базилика во имя Святителя Николая находится в ведении аббатства доминиканцев. (Фото 10) Жители города благоговейно чтут память Святителя Николая как своего небесного покровителя. В крипте ежедневно с 5 часов утра до 12 часов дня совершается семь литургий (месс).

Игумен Лев (Церпицкий), стажер Ленинградской духовной академии в Папском Восточном институте, и я приехали в Бари поздно вечером. Братство монастыря встретило нас приветливо. Нам была предоставлена возможность совершить на престоле в крипте право славную литургию в семь часов утра. Отец Лев священнодействовал, я пел, читал, подавал кадило и сподобился Святого Причастия и целования надгробной плиты под престолом угодника Божия. Трогательно было видеть, что католики во время нашей православной литургии не покинули крипту. Мы весь день пробыли в аббатстве. Я несколько раз входил в базилику, наблюдал благочестие жителей Бари, убеждаясь, что мощи Святителя Николая Чудотворца были перенесены из Мир Ликийских в Бари не без действия Промысла Божия. .

Заслуженный профессор ЛДА, д-р Церковной истории

Н. Д. УСПЕНСКИЙ

(Продолжение следует)


[1] Начало см. в «Журнале Московской Патриархии», 1978, № 7.

[2] Архиепископ Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Январь, февраль, март, апрель. СПб. , 1882, с. 122.

[3] Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Т. II. СПб. , 1889, с. 229.

[4] Сведения заимствованы из специального номера «Бюллетеня Св. Николая» Solenni celebrazioni per la reposizione delle sacre ossa di S. Nicola 29 aprile — 9 maggio 1957. Издание Доминиканского аббатства базилики святого Николая в Бари.


Hosted by uCoz