Вы находитесь на зеркале основного сайта.
Через 5 секунд Вы будете перенаправлены на главный адрес: http://www.orthlib.ru.


400-летие явления Казанской иконы Божией Матери

Празднование в Москве

21 (8) июля 1979 года — праздник Казанской иконе Божией Матери совершался, по обычаю, повсеместно — во всех храмах Русской Православной Церкви.

С особым торжеством этот день — день 400й годовщины со времени чудесного явления святой Казанской иконы (в 1579 году) — прошел в Москве и в Казани.

В Богоявленском патриаршем соборе в Москве пребывает один из списков с древней чудотворной Казанской иконы Богоматери. Этот список особо почитается верующими москвичами.

Чтимый образ обычно находится в местном, Богородичном ряду иконостаса. В дни праздников в честь Казанской иконы этот образ клириками выносится на середину храма и устанавливается на аналое.

Божественную литургию в день юбилейного празднества, а накануне — всенощное бдение в патриаршем соборе совершал Святейший Патриарх Пимен в сослужении митрополитов Карфагенского Парфения (Александрийская Церковь), Таллинского и Эстонского Алексия, Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Одесского и Херсонского Сергия, архиепископов Калининского и Кашинского Алексия, Волоколамского Питирима, епископов Додонского Хризостома (Элладская Церковь), Никопольского Хризостома {Александрийская Церковь), Зарайского Иова, Чебоксарского и Чувашского Варнавы, Пензенского и Саранского Серафима.

Среди сослуживших клириков были настоятель собора протопресвитер Матфей Стаднюк, представитель Патриарха Александрийского в Одессе архимандрит Григорий Мудзурис, представитель Патриарха Московского в Александрии протоиерей Иоанн Орлов. За литургией Святейший Патриарх Пимен пожаловал протоиерею И. Орлову митру.

И за всенощной, и за литургией молился Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Николай VI. Перед началом богослужения Его Блаженству была устроена торжественная встреча.

После литургии Блаженнейший Папа и Патриарх Николай и Святейший Патриарх Пимен в сослужении литургисавших иерархов и многих клириков совершили праздничный молебен перед чтимым Казанским образом Божией Матери. Патриарх Пимен читал Святое Евангелие и молитву Божией Матери.

Оба Патриарха и служивший собор приложились к чтимой Казанской иконе Божией Матери и к честным мощам святителя Московского Алексия.

Святейший Патриарх Пимен произнес слово (см. стр. 35).

Его Святейшество преподнес в дар Блаженнейшему Папе и Патриарху Николаю патриарший комплект — панагии и крест.

Предстоятель Александрийской Церкви в ответном слове сказал, что верующие люди заполнили этот святой храм, чтобы прославить святую икону Божией Матери, именуемую «Казанской», и поставить в ее честь свечу. Молитва перед прославленными чудотворными иконами Божией Матери и сегодня, как и всегда, требует от нас сердечной чистоты, доброделания и духовной жизни.

Мы должны молиться перед святой Казанской иконой Божией Матери и просить Матерь Божию, чтобы Она Своим предстательством пред Богом укрепляла всех государственных руководителей, дабы они направляли своих людей на путь мира, справедливости, счастья, признания человеческого достоинства, которое является законом Божиим.

Ваше Святейшество, сказал в заключение Предстоятель Александрийской Церкви, мы сердечно благодарим Вас за приглашение участвовать в этом празднике. Мы сегодня молились как истинные братья во Христе. Пусть благословение Божией Матери, к Которой верующий русский народ всегда обращается с молитвой, пребудет всегда с Вами, Ваше Святейшество, с членами Священного Синода, с архипастырями и пастырями Русской Православной Церкви и со всем народом.

Святейший Патриарх Пимен, по обычаю, переоблачился в мантию и с амвона благословил богомольцев, тепло поздравив их с праздником.

С высоким духовным подъемом совершались юбилейные богослужения. Вместе с Русской Церковью в богослужениях праздника приняли участие Александрийская и Элладская Церкви в лице их высоких представителей. Это молитвенное участие особо радует, ибо оно совершалось в соответствии с древним обычаем православных — сорадоваться радости братьев и сестер по вере.

Молитва перед Казанской иконой Божией Матери — это по преимуществу молитва о мире и благостоянии Церкви Русской. Но это также молитва и о всех Православных Церквах, это сугубая молитва о мире всего мира.

Предстательством Пречистыя Твоея Матери, Господи, «мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим...».

В.

Торжества в Казани

«Предстательством и молением Заступницы нашей Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, непрестанным ходатайством Ее пред Своим Сыном и Богом нашим, по благодати Божией, ныне Господь показал нам праведное и всесветлое солнце... явил пресветлую икону...»

Как близки и понятны верующему сердцу эти слова, сказанные много лет назад святителем Ермогеном. Четыре столетия отделяют нас от «милостивого посещения» города Казани Пресвятой Богородицей, когда отроковица Матрона обрела чудотворную икону.

Усердно готовились православные казанцы к 400-летнему юбилею. Праздничное настроение и воодушевление свидетельствовали о том, как любит верующий народ этого края Божию Матерь и верит в Ее всеосвящающий покров.

Вечером 19 июля в кафедральном соборе в городе Казани во имя Святителя Николая был совершен парастас. Возглавил Богослужение настоятель собора, секретарь Казанского епархиального управления игумен Анастасий (Меткин). Поминались настоятельницы и сестры Казанского Богородичного монастыря, основанного в 1579 году на месте обретения святого образа.

Казанский женский монастырь с первых лет своего существования стал, наряду со Свияжским Спасо-Преображенским монастырем, средоточием христианской культуры, образования и просвещения Казанского края. В обитель поступали дочери бедняков и осиротевшие дочери лиц духовного звания. Старшие сестры монастыря наставляли младших в вере Христовой и благочестии. В монастыре была церковноприходская школа для девочек всех сословий и школа рукоделия с двумя отделениями — золотошвейным и белошвейным, была также живописная школа с отделением чеканки.

Первыми в обители приняли постриг девица Матрона (в монашестве Мавра) и ее мать. Об этом Святейший Патриарх Ермоген писал: «Девицу Матрону постригоша в том же монастыри и наречено бысть имя ей Мавра во инокинях. Не по мнозе же времени пострижеся и мати девицы» (Протоиерей П. Зеленецкий. Казанский Богородичный женский монастырь. Казань, 1910, с. 88). Вероятно, что Мавра была первой настоятельницей.

Поминались также следующие настоятельницы и сестры обители:

Петронилла (1582–1584), Мария (1588–1593), Феодосия (1631), Анфиса (Левашева; 1643–1646), Ольга (1652), Марфа (Киреевская; 1654–1656), Иулия (1680–1681), Марфа (Воронова; 1699–1704), Марфа (Соловцова; 1735–1742), игумения Евдокия (1764–1778), игумения Александра (1778–1787), игумения Павла (1788–1795);

игумения София (в миру Любовь Борисовна Волховская; 1795–1807); ее заботами в обители был воздвигнут новый каменный собор на месте обретения чудотворной иконы; в том же монастыре подвизались ее родные сестры Вера и Надежда (в иночестве Варвара и Нектария); игумения Назарета (1807–1822), 20 сентября 1822 года она была переведена по собственному прошению в Московский Алексиевский монастырь; вместе с ней туда отбыли игумения Свияжского монастыря Павла (пребывавшая на покое), казначея Клавдия, ризничая Надежда, монахиня Александра и послушница Мария Студенкина; игумения Евфрасия (Чаплина; 1822–1826), погребена в Московском Новодевичьем монастыре; после игумений Евфрасии монастырем временно управляла казначея монахиня Аркадия;

игумения Евпраксия (1826–1846); во время ее правления был сооружен новый иконостас в Никольском храме обители; первая благочинная обители монахиня Илиодора (в 1835 году приняла схиму); в 1838 году игумения Евпраксия ездила на поклонение святым мощам в Москву, Киев и Воронеж, а вместо нее монастырем управляла казначея монахиня Елисавета; после ухода игумений Евпраксии на покой обитель была временно вверена казначее монахине Маргарите и благочинной монахине Евсевии;

игумения Маргарита (1846; †1847), игумения Аркадия (Макарова; 1847–1849; † 1860), игумения Досифея (Веревкина; 1849–1865), игумения Каллиста (1865–1867); во время ее болезни монастырем управляла казначея монахиня Анфия со старшими сестрами обители монахинями Иларией и Сергией;

игумения Анфия (Тюлькина; 1868–1880); в ее правление проходили торжества в связи с 300-летием обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери;

игумения Дорофея (1881–1889); во время ее правления был сооружен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, иконы для первого яруса иконостаса были написаны на Афоне в одном из русских монастырей;

игумения Серафима (в миру Анна Петровна Воскресенская; 1890–1903); она много заботилась о благоустройстве новооткрытого Казанского Феодоровского монастыря;

игумения Маргарита (в миру Мария Михайловна Максорова; 1904–1910), в 1908 году она открыла в монастыре швейную мастерскую; игумения Варвара (в миру Елисавета Павловна Клесова; 1910); ближайшей ее помощницей по управлению обителью была благочинная монахиня Людмила (в миру Вера Никандровна Хвастунова); игумения Рахиль (до 1926 года).

Юбилейные торжества в Казани начались 20 июля в 15 часов в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Муромских, где почивают мощи первого Казанского архипастыря святителя Гурия (1555–1563).

Перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы епископ Казанский и Марийский Пантелеимон в сослужении клира города Казани совершил благодарственный молебен.

После молебна Преосвященный Пантелеимон огласил поздравительное Послание Святейшего Патриарха Пимена (см. «ЖМП», 1979, № 9, с. 4).

В тот же день в кафедральном соборе епископ Пантелеимон в сослужении местного причта и клириков-гостей совершил всенощное бдение.

Два храма (кафедральный Никольский и Покровский разделены стеной) не могли вместить всех пришедших почтить чудотворный образ.

Пел хор под управлением регента Василия Федоровича Морозова. Песнопения, прославляющие «Заступницу Усердную», написанные 400 лет назад на этой земле святителем Ермогеном, глубоко трогали душу. «Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы... источает бо неоскудныя милости Пречистая Богородица...»

(Иллюстрация: Девица Матрона Онучина (в иночестве Мавра), обретшая Казанскую икону Пресвятой Богородицы)

На полиелее верующие казанцы поют особое величание перед чудотворным образом:

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от негоже истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему».

Божественную литургию в день праздника совершил епископ Пантелеимон в сослужении множества священников.

После чтения Евангелия архипастырь обратился к молящимся с приветствием: «Сегодняшняя радость и торжество подобны пасхальным. Праздничная радость усугубляется еще и тем, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен прислал нам свое отеческое Послание». Затем Владыка Пантелеимон прочитал Послание.

Преосвященный Пантелеимон огласил также текст поздравительной телеграммы от митрополита Таллинского и Эстонского Алексия, управляющего делами Московской Патриархии.

«Дорогие отцы, братия и сестры, — продолжил свое слово епископ Пантелеимон, — Святая Русская Православная Церковь чтит множество святых и чудотворных икон, через которые Матерь Божия явила и являет нам Свою благодать и милость.

Одной из самых почитаемых является Казанская икона Божией Матери, обретенная жителями города Казани 8 июля 1579 года, то есть ровно 400 лет тому назад. Повествование о явлении этой иконы и первых чудесах, совершенных через нее Божией Матерью, было составлено через 15 лет после ее явления — в 1594 году митрополитом Казанским Ермогеном, впоследствии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси» (опубликовано в «ЖМП», 1979, № 7, с. 69–71).

Владыка Пантелеимон рассказал о явлении Казанской иконы и затем продолжал:

«В день явления иконы Матерь Божия совершила через Свой образ исцеление двух слепцов — Иосифа и Никиты. Огромное воодушевление охватило всех православных Казани. В чудесном явлении иконы Богоматери они увидели новое знамение Ее Небесного предстательства за род христианский. С тех пор «от образа Пречистой Богоматери множество исцелений подается приходящим с верою».

Значение Казанской иконы Божией Матери в духовной жизни русского народа огромно. Она сделалась всенародной святыней и знамением Небесного покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством.

Дорогие отцы, братия и сестры! Минуло четыре века со дня чудесного обретения иконы Божией Матери в Казани. Много событий произошло с тех пор в истории нашего народа, но и ныне, как и в первый день преславного явления Казанского образа Пресвятой Богородицы, православные люди с верой и любовью притекают в молитвах «к тихому и доброму пристанищу, готовому и теплому покрову Девы». И доныне Матерь Божия источает неоскудные милости всем приходящим с верою к Ее святому и чудотворному образу. Аминь».

После праздничного молебна епископ Пантелеимон крестообразно, на четыре стороны, осенил молящихся Казанской иконой Пресвятой Богородицы.

Торжества продолжались и в следующие дни. Всенощное бдение 21 июля Преосвященный Пантелеимон совершил в кафедральном соборе, а Божественную литургию в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, 22 июля, — в храме в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в предместье горела Казани.

Вечером в воскресенье в кафедральном соборе была совершена малая вечерня и читался акафист Казанской иконе Божией Матери.

Служба малой вечерни издревле совершалась в Казанском женском монастыре. Текст ее впервые был напечатан в Казани в 1906 году, в отдельно изданной «Службе явлению чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы», а затем в 1910 году помещен протоиереем П. Зеленецким в книге «Казанский Богородичный женский монастырь» (Казань, 1910, с. 71–72).

Служба Пресвятой Богородице ради Ее Казанской иконы составлена святителем Ермогеном вскоре после обретения святого образа. Впоследствии в эту службу был включен канон на утрени из службы в честь Смоленской иконы Божией Матери, в силу общности идеи служб этим иконам. Помимо того, Смоленский и Казанский образы Божией Матери восходят к одному иконографическому типу — «Одигитрии». С нынешнего, юбилейного года малая вечерня будет совершаться вечером по воскресным дням в кафедральном соборе перед чтением акафиста.

«С преславными чинми Ангельскими днесь, вернии, духовне веселимся, светло празднующе пресветлое торжество Богоматере. Пречистый Ея образ, яко источник приснотекущий, явися, исцелений независтныя дары присно мирови источающ» (стихира 3-я на малой вечерне, на «Господи, воззвах»). Невольно думалось, что тысячи и тысячи казанцев на протяжении 400 лет молились здесь перед святой иконой. Сколько вздохов слышала Пречистая Богородица! Сколько пролито перед Ней слез в тяжком горе, печалях, в бедах и напастях! И как много утешения и радости духовной уносили отсюда все, кто с крепкой верой и несомненной надеждой притекали к покрову Приснодевы.

Через чудотворную Казанскую икону Пресвятая Богородица явила Свое покровительство не только над Казанью, но и над всей нашей великой страной от востока до запада, от севера до юга. Мы верим, что наша Пречистая Матерь не оставит Своей милостью это святое место, с которого Она благоволила осенить нашу страну честным Своим покровом.

Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов; † 26 мая 1857) в слове на 22 октября назвал Казанскую икону «Русским Покровом» — Покровом Пресвятой Богородицы над Россией. Об этом особом покровительстве Божией Матери свидетельствует история нашей страны,

С конца XVI века русские миссионеры успешно несли христианское просвещение в восточные районы нашей страны и за ее пределы.

В Смутное время, в 1612 году, под покровом Заступницы Усердной дружина Димитрия Пожарского изгнала из Москвы польских интервентов. В своих рядах русские воины несли список чудотворной Казанской иконы, принесенный казанским ополчением (ныне святой образ находится в Богоявленском патриаршем соборе).

В память об этом событии в 1649 году 22 октября было установлено всероссийское празднование Казанской иконе Божией Матери.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр I молился со своим воинством пред Казанской иконой Божией Матери (из села Каплуновки).

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских воинов, отражавших французское нашествие. 22 октября 1812 года русские войска нанесли французам первое крупное поражение после их ухода из Москвы.

Верующий народ Русской Православной Церкви твердо верит и с благоговейным усердием молится перед Казанской иконой, благодатные списки которой находятся во всех городах Отечества, в честь ее созданы многие храмы и святые престолы.

Верим, и ныне молитва будет услышана Пречистой, всякая скорбь утолится, надежда исполнит душу миром и неизреченной радостью.

«...Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим».

Игумен АНАСТАСИИ (Мегаин), 
диакон Леонид ЕМЕЛЬЯНОВ, студент МДА


Hosted by uCoz