Вы находитесь на зеркале основного сайта.
Через 5 секунд Вы будете перенаправлены на главный адрес:
http://www.orthlib.ru.
Главная страница |
Автор
Текст приводится по изданию: Творения
иже во святых отца нашего Василия Великаго,
Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3.
— Москва, 1891. — С. 189–293.
О Святом Духе. К Амфилохию, епископу
Иконийскому
Оглавление
- Глава 1. Предисловие, в
котором рассуждается, что исследования
необходимы и в наименее важных частях
богословия.
- Глава 2. начало тому, что еретики обращают
строгое внимание на слоги?
- Глава 3. О том, что cиe
тонкое различение слогов заимствовано у
внешней мудрости.
- Глава 4. О том, что в
писании употребление сих слогов не
выдерживается строго.
- Глава 5. О том, что и об
Отце говорится: Им, и о Сыне: из Него,
также и о Духе.
- Глава 6. Ответ
утверждающим, что Сын не со Отцем, но
после Отца, где рассуждается и о
равночестии славы.
- Глава 7. Ответ
утверждающим, что о Сыне прилично
говорить не: с Ним, а: Им.
- Глава 8. В каких случаях
имеет место речение: Им, и в каком
понятии оно свойственнее речения: с Ним,
а вместе толкование на то, как Сын
приемлет заповедь, и как Он посылается.
- Глава 9. Отличительные
понятия о Духе, сообразные с учением
Писания.
- Глава 10. Ответ
утверждающим, что Святого Духа не должно
ставить наряду с Отцем и Сыном.
- Глава 11. О том, что
отрицающие Духа суть изменники.
- Глава 12. Ответ
утверждающим, что достаточно крещения
только в Господа.
- Глава 13. Изложение
причины, по которой Павел с Отцем и Сыном
ставит и Ангелов.
- Глава 14. Возражение, что
и в Моисея иные крестились, и веровали в
него, и ответ на cиe возражение, а вместе и
о прообразованиях.
- Глава 15. Ответ на новое
возражение, что крестимся и в воду, а
вместе и о крещении.
- Глава 16. О том, что во
всяком понятии Дух Святый не отлучен от
Отца и Сына, и в созидании мира
мысленного, и в домостроительстве
касательно человеков, и на ожидаемом
суде.
- Глава 17. Ответ
утверждающим, что Дух Святый не
сочисляется со Отцем и Сыном, но только
подчисляется Им, и вместе краткое
изложено веры о благочестном сочислении.
- Глава 18. О том, как в
исповедании трех ипостасей соблюдаем
благочестивый догмат единоначалия, и
вместе обличение утверждающих, что Дух
подчисляется.
- Глава 19. Ответ
утверждающим, что Духа прославлять не
должно.
- Глава 20. В ответ
утверждающим, что Дух — ни в рабском, ни в
господском чине, но в чине свободных.
- Глава 21. Свидетельства
из Писания об именовании Духа Господом.
- Глава 22. Из того, что Дух
подобно Отцу и Сыну недоступен для
созерцания, заключение об естественном
общении Духа с Отцем и Сыном.
- Глава 23. О том, что
перечисление принадлежащего Духу есть
славословие Ему.
- Глава 24. Обличение в
несообразности тех, которые не славят
Духа, заимствованное из сравнения Его с
прославляемыми тварями.
- Глава 25. О том, что
Писание употребляет слог в вместо
слога с а также, что слог и
равносилен слогу с.
- Глава 26. О том, что в
каких только случаях ни говорится
предлог в, во всех тех случаях
берется он и о Духе.
- Глава 27. О том, откуда
получил начало, и какую силу имеет слог с,
и вместе о не изложенных в Писании
узаконениях Церкви.
- Глава 28. О том, что
противники не дозволяют употреблять о
Духе и того, что Писание говорит о людях,
именно, что они соцарствуют со Христом.
- Глава 29. Перечисление
знаменитых в Церкви мужей, которые в
сочинениях своих употребляли речение: с.
- Глава 30. Изображение
настоящего состояния Церквей.