Братие мои и Отцы! Хотя и повседневно отверзаем мы для вас нечистые наши уста; но, чада мои честные и вожделенные, считаем это недостаточным для любви нашей к вам и для попечения о вашем спасении. Хотя мы грешны, однако поучаемся в этом день и нощь, в сем пребываем, сим дышим, сего желаем и ищем, это — наша жизнь и похвальная смерть. Итак, внимайте, чада мои, что доброе не легко достается; в тех же, которые невнимательны, оно удобно погубляется, и будучи приобретено долгим временем, но причине малого нерадения легко теряется.
Будьте внимательны к себе касательно настоящего времени; теперь время весеннее [2], возбуждающее для тела; и тело наше, поелику есть земля, влечется к земному. И как земля, унавоженная и удобренная, прозябает и дает цвет, так и плоть наша, утучняемая различными явствами и питиями, по необходимости израстает терние страстей. Обуздайте ее и удручите, как говорит божественный Апостол, и плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13, 14); но подавая ей необходимое и должное, живите духом. Соблюдайте меру и в хлебе и в вине. Вино пусть дается для питья ради малого утешения, во время праздников и трудных работ, или больным, или изнемогающим, или трудящимся в пути; что же касается до прочих, то должно давать им по одной чаше, или много по две, ибо вам хорошо известно, что говорит старчество [3]. Не для того говорю вам это, чада мои, чтобы возбранить вам употребление снедей; да упразднятся брашна, как говорит Апостол (1 Кор. 5, 13); но желая, чтобы вы имели истинную пищу, привожу вам на память эти слова. Я хочу, чтобы вы ели и пили, но чинно и со страхом Божиим, дабы подкрепить тело ради потребных и необходимых дел. Разве вы не знаете, что чрез это воздержание и уклонение от приятнейших мирских снедей, т. е., от употребления мяса и вина, бань и различных вкусных явств вам уготовляется поистине Божественный рай, имеющий древо жизни и воду бессмертия, и услаждения духа, и неизреченную и недомыслимую красоту несказанно видимых и незримо созерцаемых [4] вечных благ. Наша отрада и наслаждение хранятся там. Вскоре когда смерть переселит вас туда, вы будете есть и пить вечно без насыщения. А здесь, чада мои, если бы нам случилось быть даже за трапезою царей, это наслаждение — не наслаждение, а пища червей; отрада их — не благополучие, но злополучие; радование их — не радость, но печаль; наследие их — не приобретение, но лишение, и счастие их поистине суета суетствий. Так изрек величайший из царей, Соломон, о наслаждении благами мира. Вы же имеете своею возлюбленною — воздержание, супругою — послушание, дщерей Господних — чистоту, девство, милостыню, святых отроковиц — умиление и смирение. Воззрите на небо горе, и смотрите, где наше жительство, где Христос, наша Глава и общий Отец всех, и град наш, вышний Иерусалим, матерь Петра и Павла и прочих святых. Поистине, если претерпите, будете победителями; если устоите, будете увенчаны; если так скончаете, отверзутся вам врата Царствия небесного; и тогда вспомните обо мне окаянном и грешном, когда увидите, что не отсылаетесь осужденными. Но помолитесь и обо мне, чада мои, да спасет Бог и меня с вами и подаст мне дух разума и совершенство души, чтобы мне пребывать среди вас боголепно. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми нами. Аминь.
[1] См. Патрологию Греческую, издание Минья. Том 99, стр. 688. Париж. 1860 г.
[2] В Новогреч, пер. εὐρὺχωρος (?); в Еллиногреч.ἐαρινός; в Слав. весеннее.
[3] В гору Антония прислали однажды вина; один из пустынников поднес Ав. Сисою две чаши вина. Сисой выпил первую, принял и вторую. Но когда он предложил ему в третий раз, Сисой не взял, сказав: <разве ты, брат, не знаешь, что есть сатана. Достоп. Сказания о подв, св. и бл. Отцев. Стр. 297.