Отцы, братия и чада мои! Если я дерзнул и дерзаю начальствовать над вами и быть вашим настоятелем, то не на силу своего слова надеялся, ибо оно, как видите, немощно, и не на жизнь, достойную подражания, ибо вам известна леность моя, а только на милость Божию, имея при том, как мне думается, некоторое благое намерение и помогающую мне молитву отца моего и отца вашего. Знаю, кому должно настоятельствовать, — тем, которые достигли бесстрастия и сияют в оном, которые обладают словом и потребною мудростию, которые внимательны, прозорливы, милосерды, и могут, по слову Апостола, носити тяготы немощных (Рим. 15, 1). Я же, чада мои, ничтожен и немощен, и еще не могу проводить жизнь Богоугодную; однако неложно и неизменно желаю передать вам не только спасительное слово Божие, но и самую окаянную мою душу. Не знаю, будет ли дело мое угодно Господу, однако (верую), что ради вас так будет, если только захотите с усердием и тщательностию помочь мне, соблюдая Божии заповеди. Случаются со мною, чада, иногда и скорби, утеснения и искушения, как вам известно; но я не скорблю об этом и не думаю, что терплю нечто необычное и сверх чаяния. Ибо на это, к этому и ради этого есмь тем, чем я есмь, и должен бдительно пещись о душах ваших, бодрствовать и ночь и утро, заботливо обдумывать, трудиться, гнаться и совершать течение делом и словом, чтобы привести вас к совершенству.
Посему и вы, братия мои, не изнемогайте. И если я недостойный, который считаюсь вашим наставником, столько переношу ради вас: то и вы должны трудиться ради меня, также и друг для друга, переносить вместе злострадания и злополучие, не удивляясь, не сетуя, не отчаяваясь и не ужасаясь при находящих скорбях, ибо мы, чада мои, еще не противостали греху до крови; еще не прошли сквозь огнь и воду подобно святым мученикам; еще железо не пройде душа наша, как это было с приснопамятным Иосифом; еще мы не были уязвлены, еще не получили ран, подобно всем преподобным и праведным. И чем мы похвалимся в будущем веке, тем ли, что пострадали за Христа, когда не переносим с радостию и мужеством даже и самого малого, т. е., поношения, посрамления укоризны, презрения, бесчестия, скудости в пище, питии и одежде, телесных трудов, усердного хождения к службам церковным, предстояния на псалмопении и бывающих выговоров.
Ей, чада мои! Терпите и претерпевайте, дабы нам воспевать с Давидом: терпя потерпех Господа и внят ми, и услыша молитву мою (Псал: 39, 2). Каждый свой плод принесет в будущем веке: треблаженные мученики — кровь свою, преподобные отцы - великие добродетели; а какие подвиги для нас грешных, мы уже сказали. И я твердо уверен, что мы не лишимся части [1] оных, как говорит нам Божественный Антоний. Итак, чада мои, усердно взыщите Бога, и жива будет душа ваша (Псал. 68, 33). Взыщите лица Его выну, и зрите Его чистым сердцем. Помяните чудеса Его, яже сотвори нам в прошедшие годы, и теперь, как я вижу слепой, творит среди града. Ибо много там противников, и уже никто не согласен с нами в Божественном, но Бог сохраняет их безвредными, умножает их, возращает и питает, и нас не лишает ни в чем потребном для настоящей жизни. Посему, братия мои честнейшие, за то, что Он теперь творит для нас, еще более будем показывать благодарность Ему, и воздавать должное. А чего Он от нас ищет? Ничего другого, как только того, чтобы мы боялись и любили Его всем сердцем и всею нашею мыслию, и по силе нашей подражали житию Его во плоти.
Он, как странник, снизшел с небес на землю, дабы и мы помыслом устранились от нашей воли. Он был послушен Отцу, дабы и вы с усердием слушались меня недостойного. Он смирился даже до смерти, дабы вы, помышляя это, были долу преклонными и смирялись в мыслях, делах, словах и движениях. В чем состоит истинная и Божественная слава, как не в том, чтобы ради Бога подвергаться бесчестиям от людей? И в чем состоит истинная честь и прославление инока, братия мои, если не в том, чтобы уничижат себя ради Бога и казаться бесчестным? Смиренная и уничиженная избра Бог и Спас мой, когда облекся в тело, дабы посрамить все славное и богатое у людей. Для сего Он родился в вертепе и положен был в яслях; именовался тектоновым сыном, прозывался назарянином; одевался в одну одежду, ходил пешком и утруждался; был угрожаем от иудеев камнями; был досаждаем, схвачен, распят, прободен, умерщвлен, и потом воскрес для того, чтобы и нас, братия мои, подвигнут к перенесению всего этого пред Ангельскими Его силами, и увенчать нас в небесном царстве, о Самом Христе Господе нашем, Которому (подобает) слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
[1] С Греч. της μερίδος ἐϰείνων.