Братия и Отцы! Ныне начало года, и Евангелие, которое читается в сей день, говорит так: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем: проповедати плененным отпущение и слепым прозрение: отпустити сокрушенныя во отраду: проповедати лето Господне приятно (Лук. 4, 18–19). Итак, Единородный Сын Божий послан от Отца, как искупление и очищение мира, дабы слепые прозрели и пленные получили свободу. Кто же слепой? Тот, кто слепствует пристрастием и сладострастием. Кто пленный? Тот, кто увлекается греховными помыслами. Кто сокрушенный? Тот, кто сокрушен грехами. Всех сих исцеляет Господь, не только по телу, но и по душе, и не тогда только, когда был на земле телесно, но и ныне, когда находится с нами невидимо. Таким образом Он опять нас поучает, вземлет грех мира и исцеляет всякую болезнь и всякую немощь. Грядущий с верою приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего (Пс. 23, 5). И о неизреченное Божие человеколюбие! Он из небытия привел нас в бытие, и падших в преступление опять нас восстановил; и даровал нам третию благодать, монашеское житие и совершенство. Когда же мы опять согрешаем, Он и тогда на нас не гневается и не отвращается нас, но принимает с лобзанием и радостию, как блудного сына, а огорченных нас диаволом, увеселяет, плачущих утешает, текущих понуждает, утомляющимся помогает, уязвленных исцеляет, и готовых паст в самую адскую глубину предваряет, и по человеколюбию Своему освобождает от бед, так что поистине должно сказать: аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя (Пс. 93, 17), и: отриновен, превратихся пасти, и Господь прият мя (Псал. 117, 13). Каждый знает, сколько раз подвергались мы искушениям, грехопадениям, и смерти, и как в скорбях наших тотчас обретали Бога. Ибо не смотря на то, что мы такие грешники, всеблагий наш Бог опять о нас милосердствует, и питает нас алчущих, - телесно ежегодным плодородием земли, а духовно пречистыми Своими Тайнами, печась о нас более матери и отца. Ибо мать питает молоком дитя свое до времени, а истинный наш Владыко и Отец дает нам в пищу и питие тело Свое и кровь, — и это всегда. О как велика Его благодать и дары!
Сего Господа, имеющего такую любовь к нам, как поистине не любить? Как не исполнять воли Его? Как не прилепляться к Нему неотторжно? Если же сего не будет, то не возопиет ли небо, и не восстенает ли земля, и самые камни не осудят ли нас за великое бесчеловечие и неблагодарность, которые оказываем мы своему Благодетелю? Но да не будет сего, братия мои! Будем иметь и крепко содержать любовь к Нему; будем ненавидеть и бегать диавола. Ибо как благодетеля за благодеяния любят и прилепляются к нему, так лукавого за его злобу ненавидят и отвращаются. Ибо диавол сей растлевает и убивает жизнь нашу: он человекоубийца бе искони и от начала, как сказал Христос (Иоан. 8, 44). Он разделил род человеческий на многие тысячи мудрований и ересей, он ранит нас многими стрелами грехов, и желает поглотить всю вселенную. Если мы не возненавидим этого врага нашего — диавола, то не найдется ни одной достойной муки для наказания и мучения нашего, как мы заслужили; потому что мы питаем дружбу ко врагу, и убийцу нашего считаем возлюбленным. Будем же, умоляю вас, сколько нам возможно, убегать сего. В чем же состоит бегство от него? В удалении от лукавых его дел и помышлений, равно как и усвоение Богу и содружество с Ним в совершении добрых дел.
Посему будем желать доброго душе нашей, работая Господу со всяким смиренномудрием и кротостию, зная, что если и будет какое-либо исправление добродетели, но не будет охранено смиренномудрием, погибнет. Таким образом имеющие гордое мудрование пусть смирятся под крепкую руку Божию, и мы с ними, дабы не трудиться нам понапрасну; а живущие добродетельно пусть еще более подвизаются и трудятся. Да тецем все, да постигнем и соделаемся наследниками царства небесного, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
[1] См. Патрологию, том. 99, стр. 540.