Братия и Отцы! Недоумеваю, что сказать, и что возвестить вам новейшее сверх того, что нам издавна и навсегда предано святыми; не имею чего-либо сказать вам, разве только опять тоже, и о том же будем говорить вам, дабы наставить вас на лучшее и великое. Итак, поговорим теперь нечто вкратце вашей любви, и, если угодно, начнем слово от настоящего времени. О чем же будет слово? В сей месяц обирают виноград. И те, которые обирают, радуются и благословляют ветви, исполненные плодов; а о тех, которые не имеют плодов, садовник печалится и скорбит. Но какая нужда говорить о плоде винограда? По времени это весьма прилично. Ибо и мы образно и приточно называемся виноградом Господним. Или не знаете песнь, которая поется при пострижении в иноческий образ [2] : Господи, Господи, призри с небеси и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя (Псал. 79, 15-16). И Господь сказал в Евангелии: Аз есмь лоза, вы же рождие: и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже доброго (Иоан. 15, 5). Пребудем же, братия, в добром нашем Владыке, насажденныя Им, как виноград, и принесем Ему плоды добродетелей, дабы получить от Него благословение. Не будем возращать терния и волчцы, — злые греховные страсти, чтобы не быть нам повинными и не подвергнуться изреченному приговору: всяко убо древо, не творящее плода добра, посекается, и в огнь вметается (Лук. 3, 9), и сгорает, т. е., умирает вечною смертию; вметается же в геенский огнь, дабы гореть бессмертно. В сей огнь входят творящие злое, отметающие и презирающие свои обеты, пребывающие в нечестии и неверии, и предающие плоть свою во тлю и погибель, как и Писание говорит: облацы безводни, от ветр переносими, древеса есенна, бесплодна, дважды умерша, искоренена: волны свирепыя моря, воспеняюще своя стыдения; звезды прелестныя, имже мрак тмы во веки блюдется (Иуд, ст. 12, 13). Посему и Апостол громогласно вопиет: бегайте блудодеяния; всяк бо грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть; а блудяй, во свое тело согрешает (1 Кор. 6, 18); ибо все уды его оскверняются, и он делается нечистым. Или не весте, яко телеса ваша храм живущего в вас Святаго Духа суть, Его же имате от Бога, и несте свои; куплени бо есте честною Его кровию (ст. 19). Как же мы не стыдимся неба и земли, будучи куплены честною кровию Христовою, и опять обращаясь вспять? Не стыдимся ли хоть самих себя, по наружности являться святыми, а внутри быть исполненными нечистот! Доколе храмлем на обе плесне (3 Цар. 18, 21)? До коих пор не будем держаться одного пути? Горе, сказано, ходящу на две стези (Сирах. 2, 12), т. е., порока и добродетели; ибо между ними нет общения. Ни один раб разумный не станет служить иногда своему господину, а иногда врагу своего господина. Посему всесовершенно предадим себя Богу, возлюбленные чада, и таким образом мы возможем провести жизнь по Богу. Не будем чувствами прилепляться к земле, подобно бессловесным животным, но будем душевными силами стремиться к небесному; обратим свои желания от тленного к нетленному, от преходящего к неразрушимому и вечному. И не допустим опять, чтобы отравил нас изобретатель злобы, диавол, наветами лукавых помыслов. Но лишь только он станет насеивать сладость плотской страсти, или греховное вожделение, или другое какое-либо зло, тотчас отгоняй льстивого беса. Как и чем? Молитвою и молением, слезами и воздыханиями и сокрушением сердца; такова бывает невидимая брань с диаволом, и таков сокровенный подвиг. Посему подражая упражняющимся в боях, будем теплым сердцем побеждать невидимых врагов наших, бесов. И как оные борцы хотя и получают удары, но в уповании наград не отступают от борьбы: так и мы, братия, хотя бы тьмочисленно были уязвляемы от борющего нас, не будем уступать, но и еще потерпим; пусть враги наши и еще борют нас, укрепляемых Божиею помощию. Ей, братия мои, умоляю вас, ибо о сем я подвизаюсь, простирая к вам скудное мое слово; и радуюсь о тех, которые успешно идут подвижническим путем, и воздыхаю о тех, которые претыкаются часто. Но, о дабы всем нам шествовать правыми стезями, — совершать добро и пребывать в псалмопении, в молитве, служении, послушании и смирении! Бог же мира да будет с вами, о Христе Господе нашем, Которому подобает слава и держава, с Отцем и Св. Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
[1] См. Патрологию, том. 99, стр. 542.
[2] Смотри чин пострижения в великий ангельский образ.