(л. 25) СИЯ ЧЮДЕСА НОВОЯВЛЕННАГО МАНГАЗЕЙСКАГО СВЯТАГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЧЮДОТВОРЦА ВАСИЛИЯ. Еже содеяшася в последнем роде нашем русскаго Православия, в Словенском нашем языце, в Сибирских краех.
(ФОТО: Начало Жития святого праведного Василия Мангазейского по рукописи XVII века (ЦГАДА, ф. 196, собрание Мазурина, № 763, л. 25))
Непрестану повествуя пиша, ниже умолчу поведати святаго новоявленнаго великомученика Василиа Мангазейскаго чюдотворца, да не получю аз окаянный части лениваго раба скрывшаго талант (л. 25 об.) ниже буду подобен оному чернцу скрывшему главу Предтечеву, еже не славитися о ней Имени Господню. Но аще и ленив есмь и жестосердечен, но подобает ми всяко отдати вам добрым торжником по глаголющей истинне. И ясне поведаю вам благочестивии, и истиньнии делателие винограда Христова о новосотворшемся чюдеси пред очима нашима и всех иже во граде тогда Мангазейском прилучившихся. Сотворибося сие чюдо не в древних летех, ниже в далних странах, но в Сибирском (л. 26) царстве, в Мангазейском граде, сего великомученика Василиа, новоявленнаго чюдотворца.
В лето 7157 [1649] бысть чюдо сие в Мангазейском граде. Некий того града мангазейской стрелец, именем Стефан, прозванием Ширяев, родом устюженин, прииде той предпомянутый Стефан во граде Мангазеи в приказную избу и возвести градскому воеводе именем Игнатию Карсакову сице рече: «Ходящу ми Стефану во граде близ церкви по горелому месту, и узревшу ми на том (л. 26 об.) погорелом месте подымается из земли вверх гроб. А по тому гробу лежала дъска, а по дъске хождаху людие к приказной избе, и втоптана та дъска в землю, и которой конец дъски лежащь на предпомянутом гробе, и тот конец преломися наполы. А другой конец лежащь в персть втоптан, а гроб из земли видети вершка на два з главы». И воевода градский, слыша от мене сия глаголы, повеле воззрети то место по моему извету. И видеша удивишася и прославиша Бога (л. 27) о таковом. И мне Стефану повелеша к своему извету рукописание приписать, и я и приписах.
160 году [1652], генваря в 25 день, мангазейской стрелец именем Тимофей, прозванием Сечеников пришед во граде Мангазеи в приказную избу, и известил воеводе Игнатию Карсакову свое видение, како виде он, Тимофей, в сновидении Мангазейского новоявленнаго чюдотворца: «Был я Тимофей рукою своею болен велми, а на руке моей болезнь тринатцеть ран». И обещался (л. 27 об.) он, Тимофей, слыша про новоявленнаго чюдотворца Мангазейскаго, и положил он обещание свое, чтобы рука его изцелела от всея болезни. И ему дать Мангазейскому чюдотворцу на созидание часовни, что в Мангазейском граде строят часовню над чюдотворцове гробе, прикладу впоможение денег рубль. От того часа преста рука его от болезни, и утвердися такова, якоже и другая. И возбудися от сна своего, и бысть здрав якоже и первое, ничем скорбен славя Бога и у(л. 28)годника Его Мангазейского новоявленнаго чюдотворца. И обещание не преступил, но с радостию исполнил. А про чюдотворение Мангазейского новоявленного чюдотворца мангазейскому священнику Димитрию все сказывал.
(л. 32 об.) 161 [1653], февраля в 15 день. Пришед в Мангазее в съезжую (л. 33) избу некий промышленный человек именем Григорий Семенов мезенец, назвищем Коротаев [2], сказал воеводе Игнатию Карсакову. Видел он, Григорий, во сне нощию в великое говейно [3], и в котором числе видел, того сказать не упомнит. Бежит из града человек невелик просто, и спросил: «Куды ты бежишь?» И рече ему Григорию: «Слава Богу! Об чем Богу молилися и чюдотворцу, и Господь имя проявил чюдотворцу». И он, Григорий же, имени у того человека спросил, и он сказал: «Имя чюдотворцу Василий», (л. 33 об.) А сам он побежал в слободу к Осетровке речке, и говорил ему: «Я пошел людей собирать». А того он, Григорий, видения в то число сказывать не смел, потому что он человек бедной, и таким ево Григорьевым речам верить не будут, и он положил себе ни во что.
(л. 35) 161 [1653], априллия в 15 день.
Гаврило Давидов в зимовье ослеп очми, и привиделось ему во сне: «Держи веру новоявленному чюдотворцу, и отпой в Мангазейском граде над гробницею молебен, и даст тебе Бог исцеление». И я, Гаврило, как прочьхнулся [4] и обещался (л. 35 об.) на гробнице во граде новопроявленному чюдотворцу молебен отлети. И по обещании моем Бог мне дал и очима прозрел, и во град пришел и отпел молебен над гробницею, майя в 9 день и совершено весь бысть здрав, славя Бога и угодника святаго великомученика Василиа Мангазейскаго чюдотворца.
И во 160 году [1651], октября в 20 день [5], на Есее озере [6] промышленной человек устюженин Петр Семенов, по прозванию Воробьев, сказал мне, Тимофею, и многим людем: скорбен он, Петр, был хребтом (л. 36) и ногами грыжею [7] целой год. И многими лекарствы тое скорби для облегчения себе искал и никоея помощи не обрел. И обещался он Мангазейскому новому чюдотворцу, что выходит гробница, послал на понахиду и на свещи по своему обещанию. И от того он, Петр, здрав бысть. И по прежнему своему промыслу промышляет, и речи его писал мангазейской стрелец Петр Иоакимов. 161-го [1653] году. Приехал в Мангазею мангазейской стрелец Василий по прозванию (л. 36 об.) Сорокин. И привез в чюдотворцову казну два соболи, и сказывает он, Василий, послал те соболи промышленной человек Димитрий, по прозванию Хахалка [8]. А сказывает он Димитрий мне Василию по прозванию Сорокину: был он, Димитрий, на соболином промыслу, и болел у него хребет, и он обещался новому чюдотворцу, и его чюдотворцевою молитвою Бог исцелил. Да у него же, Димитрия, на промыслу стали звери рассомаки и лисицы соболиной кулемник ломати. И он, Димитрий, (л. 37) обещался ему же чудотворцу, и молитвами Своего угодника Бог помиловал от тех пакостных зверей. И он, Димитрий, послал к нему чудотворцу в казну два соболя.
160го [1652] году, майя в 28 день. Ходил Феодор, по прозванию Кобяков, по часовенной лес [9] новоявленному чюдотворцу над гробницу. И шел он, Феодор, назад из лесу по последнему пути, и роскатися на лыжах своих среди Тазу реки в полынью и нача утопати. И помолися но(л. 37 об.)воявленному чюдотворцу и призва на помощь: «Рабе Христов, новоявленный чюдотворец, избави мя от потопления». И в то время ему, Феодору, среди Тазу реки в полонье прииде под нозе его лдина и выйде на сушу, и тако чюдотворец от потопа его избавил.
Того же лета во осенное время, на него же предпомянутаго Феодора, прозванием Кобякова, была тяжкая злая кручина, и от тое тяжкие злые кручины в конец было загинуть. И хотел сам на себе руце возложить, (л. 38) И явися ему во сне новоявленный чюдотворец млад во светлых ризах, и глагола чюдотворец: «О том ты, рабе Божий, не кручинся. Господь Бог помилует тя». И Бог его от тое кручины помиловал и избавил молитвами святаго мученика Василиа Мангазейскаго чюдотворца. 161го [1653], июля в 25 день. Сказали в Мангазейском граде в съезжей избе воеводе Игнатию Карсакову торговые люди, гостя Василиа Феодотова приказщики: Сидор Веригин, Димитрий Махин, Григорей Южак, Первой (л. 38 об.) Чюркин. Плыли по Нижней Тунгуске служилые люди из государевых ясачных зимовей. А они торговые люди и промышленные с промыслов двести человек, и како будут против Таймуры реки, и бысть Божиим посещением воста буря великая плыть не дало, снег велик паде болши пяди, и со мразу птицы мерли. И мы грешнии помолилися Господу Богу и Пречистой Его Богоматере, и угоднику их новоявленному чюдотворцу, что в Мангазейском граде над гробницею панихиду служить и молебен (л. 39) отпеть. И с того времени Божиею милостию и молением Пречистыя Его Богоматере, и угодника их новоявленнаго Василиа чюдотворца бысть от того часа теплота великая, солнечная; и буря престала и снег растаял того же часа. И мы поплыли вниз по Тунгуске реке в Туруханскую весь безо всякого пороку. И подлинная сказка за руками Сидора Веригина с товарищи подана в съезжей избе воеводе Игнатию Стефановичу Карсакову.
И во 161 [1653] году, августа в 30 день. (л. 39 об.) Сия чудеса Мангазей-ского новоявленного чюдотворца посланы из Мангазеи в Тоболеск к Великому Господину Преосвященному Симеону, Архиепископу Сибирскому и Тобольскому, с тобольским с Софейским с сыном боярским с Томилом Чюлковым [10].
(л. 39 об.) 164 [1656], августа в 4 день.
В Мангазее в съезжей избе воеводе Игнатию Стефановичю Корсакову сказал промышленной человек Иоанн Федосеев Середка мезенец. Жил он, Иоанн, в Енисейском остроге в посадских (л. 40) людех и в прошлом во 162 году заболел очною болезнию и стемнел, не видел очми полгоду. Водили его люди, и в том же во 162 году обещался в Мангазее новоявленному чюдотворцу дать в казну на гробницу рубль денег, и приложитися к его чюдотворцове гробнице, и от того часа дал Бог ему Иоанну облегчение — нача видети очима своима по-прежнему и до сего дне.
(л. 43 об.) Того же году [168–1660 г.], февраля в 20 день, был он же, Иоанн [11] немощен главною болезнию многие дни, и от тое болезни едва не умре. И обещался чюдотворцу которой лежит во граде Мангазейском пети молебен и воду святити, и в то время бысть он здрав. И пришед в церковь Живоначалныя Троицы, и поведал отцу своему духовному Иакову Никифорову. И он молебен пел и воду святил, и тот Иоанн болярина Семена Лукияновича Стрешнева человек, и тот Иоанн в то время был послан с Верхо(л. 44)турья в Мангазею от воеводы от Иоанна Камынина для покупки мягкой рухляди. (л. 55 об.) И марта против 27 числа [178–1670 г.].
Прииде черный поп Тихон к чюдотворцу в часовню помоли(л. 56)тися Всемилостивому Спасу, и Пречистей Богородице, и его чюдотворцову гробу поклонитися. И паки нача мене, Тихона, тем же страшным трудом великим труждати паче перваго. И егда во ум прииде и возвестиша мне людие, о том труде, и мнеша людие, яко и душа моя от тела моего разлучися. Поистине близ быв смерти в той своей скорби велицей. И в той час возопих с покаянием из глубины сердца своего со слезами и с воплем великим и с плачем крепким ко Всемилостивому (л. 56 об.) Спасу и Пречистей Богородице, и к нему чюдотворцу и страстотерпцу Христову Василию. И пад поклонихся пред гробом его и прощение изглаголах о своем согрешении [12], и положих обещание свое: во всем преслушании своем, и в недомыслии ума своего, впредь тако не сотворити, но поведати и явити в мир чюдное Божие дело в чюдесех и его чюдотворцово явление и наказание. И априля против 2 числа [13]. Нощию поях с собою аз поп Тихон к чюдотворцову в часовню сына своего духовнаго ман(л. 57)газейскаго приказного человека Никифора Никифорова сына Смирного, чтобы досмотреть во гробе мощи новаго чюдотворца. И аз поп Тихон оболкся во священнический чин, и молебствовал и воду святил и покадих гроб святаго и святою водою покропих. И пад поклонихся пред образом и пред гробом святаго чюдотворца Василиа, и прощение изглаголах, и нача плакати и рыдати на долг час, чтобы его святаго чюдотворца мощи проявил Господь Бог. И востав от земли (л. 57 об.) благословил сына своего духовнаго Никифора и рек: «Чадо, прииде время и приспе час вскрыти гроб святаго чюдотворца». Он же пад пред гробом святаго нача плакати и рыдати и грешным себе и недостойным нарекая. И он черный поп Тихон рек ему: «Чадо, Бог тя простит невидимо и аз многогрешный. Скрыем вкупе гроб святаго новаго чюдотворца». И како открыта гроб святаго новаго чюдотворца, и мощи его во гробе перстию обложены. И черной священник Тихон мощи святаго (л. 58) от четырех стран окадив и водою святою окропих, и в той час от святых и чюдотворных его мощей благодать Святаго Духа и благоухание изыде. И черный поп Тихон вкупе с ним предпомянутым Никифором нача плакати и рыдати и неизреченно дивитися той истинней благодати Святаго Духа и благоуханию от святых его чюдотворных мощей, не токмо нам грешным в то время, но и последи приходящим православным христианом.
И исполнишася вей благоухания от святых его мощей, (л. 58 об.) И како Бог проявил чюдотворныя его святыя мощи нам многогрешным, и он черный поп Тихон досматривал, с преждереченным сыном своим духовным с Никифором. И во гробе положен святый с наруганием, весь скорчен, и глава его склонена вузгу к полуденной стране к правому плечю, а от северныя страны нижная гробовая дъска отсела на землю накось; а от полуденныя страны у тоеже дъски край высок, да от тое же северныя страны посторонная (л. 59) дъска гроба его раскололася и та пала на его чюдотворцовы ноги. И его чюдотворцовы ноги вне гроба его, и како бысть ему черному попу в первом его чюдотворцове явлении и наказании, что выше сего писанное истинное еже ей-ей вправду. И в то время он черный поп сына своего духовного Никифора благословил и послал по новой приготовленный гроб во что преложити его чюдотворцовы мощи в полунощное время. И он Никифор вышед из врат града, (л. 59 об.) Мангазеи, и бысть близ церкви преподобнаго Макария Желтоводскаго и Унжескаго чюдотворца, и от тое церкви осия его Никифора свет неизреченный, паче солнечнаго сияния. И убояся Никифор и ста на месте своем аки изумлен, и прекрести лице свое крестным знамением, и глагола: «Воля Божия да будет, аще и смерть прияти ми, но иду на неже еси послан семь». И пойде в путь свой и проста свет помале. И прииде в часовню нося новый гроб во что преложити мощи святаго. И вся ему черному (л. 60) попу поряду исповеда, елико виде на пути неизреченное видение и сияние света, еже выше сего писано. И он черный поп Тихон сия от него слыша и прослави Бога о таковой благодати Господа нашего Иисуса Христа. И в той час окади новый гроб от четырех стран, и водою святою окропих, и преложи святыя и чюдотворныя мощи новаго чюдотворца Василиа в новый гроб.
(л. 64 об.) Априля во 2 день. О пренесении мощей Василиа Мангазейскаго чюдотворца из часовни в церковь Живоначалныя Троицы в Мангазейском граде.
Во Святую и Великую субботу, (л. 65) причащаяся Святых Пречистых Безсмертных и Животворящих Тайн, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа с молебным пением и со кресты черной священник Тихой, да крестовой поп Леонтий Иванов, с народом Мангазейскаго града пренесоша мощи Мангазейскаго новоявленнаго чюдотворца Василиа из часовни в церковь Живоначалныя Троицы, и положиша их пред месною иконою Пречистыя Троицы, от праваго крылоса, в славу Христа Бога нашего.
(л. 66) Того же 178 [1670] году майя в 1 день.
По его чюдотворцову явлению како выше сего писано, взя его чюдотворцовы мощи черной поп Тихон из церкви Живоначалныя Троицы из Мангазейскаго града и превез на Турухан, того же месяца маиа в [ ] [14] день. И ис Туруханского того же месяца маиа в [ ] [15] день, превез мощи святаго великомученика Василиа Мангазейского чюдотворца (л. 66 об.) на усть Нижние Тунгуски во обитель Святыя и Живоначалныя Троицы, и поставил во церкви. И святыя его мощи стоят во святей Божий церкви недвижимы. И до ныне исцеления творят с верою приходящим, славя Бога и угодника его святаго великомученика Василиа Мангазейскаго чюдотворца.
(Святой праведный Василий Мангазейский. Фрагмент Абалацкой иконы Божией Матери (см. 2-ю страницу обложки))
(л. 74 об.) Лета же 7 [тысяч] в двоюсотном году [1692], июня в 15 день, устюжского уезду Ерогодской волости священников сын Иван Ермолаев приехав на Турухан во обитель Святыя и Живоначалныя Троицы на усть Нижней Тынгуски по своему обещанию. А приедучи сказал тоя же обители Святыя и Живоначалныя Троицы архимандриту Гавриилу еже о Христе з братею: (л. 75) «Жил де я Иоанн в Ыркуцком городе седмь годов а ходил в те годы по сторонным рекам для соболиного промыслу. А в прошлом де во 199-м году [1691], августа в 4 числе во страдное время посещением Божиим, а моих ради грехов, нападе на мя внезапу страх велик. И в то время аз многогрешный Иоанн, от того великого страха лежа на земли велми изнемог и в беспамятство прииде; ни Молитвы Иисусовы сотворить, ни рукою своею лица своего (л. 75 об.) прекрестити возмог, мня себе во уме что всем телом моим одряхлел. И лежащу ми на земли и не помнящу, как на землю паде, и найде на мя сон. И во сновидении виде над собою близ мене стояща святаго великомученика Василиа. И не ведущу мне что он мученик надо мною стоит, но он мне сам снятый поведа про свое святое имя и рече мне: «Востани де ты человече и изыди от места сего вскоре». И глагола мне: «Знаеши ли де ты мя кто аз? Ты мя по многие вре(л. 76)мена призываеши к себе на помощь. Аз семь Василий великомученик Мангазейский чюдотворец. Видиши ли мя ты человече?» И воздвигл чюдотворец правую свою руку и держит надо мною. И аз многогрешный Иоанн воздвиг очи свои на него и видел его в лице млада без брады, а власы у него русы, а очи велми у него светлы. И от того видения мне он снятый невидим бысть. И аз многогрешный воста от места своего где лежа на земли здрав (л. 76 об.) бысть, ничим же поскорбел. И положил на уме своем обет, что ехать на Турухан и молебствовать пред образом Святыя и Живоначалныя Троицы и чюдотворца Василиа во обители. И по моему обещанию пет молебная со звоном, славя Святую Троицу и Пресвятую Богородицу, и святаго великомученика Василиа, но-воявленнаго Мангазейского чюдотворца, и всех святых аминь.
новомученику и страстотерпцу Василию Мангазейскому, глас 8
Яко пресветлое солнце, возсиял еси чюдесы своими в Сибирьстей стране, в Мангазийских пределех, новый мучениче, неповинный страдальче, святе Василие! За чистоту душевную и телесную пострадал еси от лютаго врага, распадением и немилосердием господина своего, и от начальствующаго бо ту градскаго неправеднаго судии, и муки неповинно претерпел еси, и кровь свою святую пролиял еси, желая вечнаго Царствия Небеснаго. Сего ради Христос Бог венча мученическими венцы на Небеси и на земли прослави, и Своим Божиим Промыслом повеле земли самой от недр своих гроб и тело твое, и срачицу, обагренную кровию твоею, израсти нетленно. И ныне притекающим к тебе с верою и везде призывающих святое имя твое полезная вся и грехов оставление, и телесем здравие подавай чтущим верою святую память твою, и моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь приведен по рукописи БАН, собрание текущих поступлений, № 496, лл. 56–57.
[1] Житие публикуется в сокращении по рукописи (полуустав) конца XVII века, хранящейся в ЦГАДА, ф. 196 (собр. Мазурина), № 763, лл. 25–78. По своей форме данная редакция во многом отражает севернорусскую агиографическую традицию XVI–XVII вв., в которой главным предметом повествования являлись не прижизненные подвиги святого, а послужившие к его прославлению посмертные явления и чудеса. Замечательную особенность данного памятника составляет то, что в основе его лежат документальные материалы. Наблюдаемый в отдельных случаях переход повествования от 3-го к 1-му лицу, с одной стороны, показывает незавершенность литературной обработки текста, но с другой — иллюстрирует документальную основу источников, на которых построено Житие.
В публикацию вводятся следующие обозначения: 1) Житие, писанное между 1670 и 1676 гг., опубликованное Н. Барсуковым («Сборник Едемского». СПб., 1889) —
Е; 2) рукописное Житие конца XVII в. (ЦГАДА, ф. 196, собрание Мазурина, № 763, лл. 25–78) —
М; 3) рукописное Житие 1717 г. (БАН, собрание текущих поступлений, № 496, лл. 57 об. — 93 об.) — Б; 4) первая редакция Жития (Повесть первой трети XVIII в.), опубликованного епископом Никодимом («Иркутские епархиальные ведомости», 1864), —
П; 5) вторая редакция Жития (новая) XIX в„ опубликованного епископом Никодимом («Иркутские епархиальные ведомости», 1864), —
Н. Публикацию подготовил протодиакон Борис Пивоваров.
[2] В списке П («Иркутские епархиальные ведомости» в 1864 г., №10, с. 171) Каротаев назван как «ловец дивиих зверей, простолюдин».
[3] В других списках: «Во святую Четыредесятницу». — Списки П и Б.
[4] «воспрянув от сна» — по списку Б, л. 62 об.
[5] По спискам П и Б — 20го октября 161 (1652) года.
[6] Озеро это впоследствии, как указывает епископ Никодим, стало называться Евсеевское.
[7] «нозе подагрою вреждены» — Список Б (л. 63).
[8] В позднем списке XIX в. (редакция Н) — Димитрий Холопов.
[9] «пойде ради лесных припасов для совершения новозиждемаго молитвеннаго храма, идеже оный чудотворец явися». — Список П.
[10] Все вышеприведенные благодатные явления святого Василия Мангазейского входили в «Списки чудесам чудотворца», отправленные в 1653 году в Тобольск для ходатайства пред высшей церковной властью о канонизации блаженного Василия. Данная часть Жития подверглась наименьшей стилистической обработке.
[11] Этот Иоанн являлся дворовым человеком Семена Стрешнева, Явление ему святого Василия — в этом же списке на лл.41 об. — 43.
[12] Иеромонах Тихон, строитель Туруханского Троицкого монастыря, не сразу и не без колебания исполнил повеление святого Василия, боясь прощения Божия и медля приступить к столь великому делу.
[13] того же 1670 года. Данная часть Жития представляет собой переработку «скаски», снятой со старца Тихона воеводой Родионом Павловым и отправленной Тобольскому митрополиту Корнилию.
[14] В рукописи пропуск. В редакции Б также нет указания, в какой день мая старец Тихон прибыл в Туруханск. По списку П, днем прибытия в Туруханск обозначено 8 мая. (Празднование же перенесения мощей из Мангазеи в Троицкий монастырь совершалось 10 мая. Отсюда можно предположить, что два дня мощи святого Василия находились в самом городе Туруханске. Менее вероятно, что переписчики или составители Жития перепутали «и» восьмеричное с десятеричным.)