Вы находитесь на зеркале основного сайта.
Через 5 секунд Вы будете перенаправлены на главный адрес: http://www.orthlib.ru.


БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Символ веры. 9-й член. О вере в Церковь

9-й член Символа веры выражает веру христианина во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Вера в Церковь не подменяет веры в Бога. Веровать в Церковь значит веровать в то, что она есть таинственное Тело Христово (Еф. 1, 22–23), что она является на земле средоточием благодатного освящения человека, где вечно пребывает и будет пребывать до скончания века благодать Божия (Мф. 16, 18; 28, 20; Еф. 3, 21).

Веровать в Церковь «значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям в уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого вечного Главы ее — Господа Иисуса Христа» [1].

Только через Церковь человек правильно познает в Троице Единого Бога. Церковь есть образ Пресвятой Троицы, и «невыразимую словами Божественную Сущность и действие Пресвятой Троицы человек постигает через Церковь в духовном облагодатствованном подвиге» [2].

Будучи Телом Христовым, Церковь в полноте обладает всем необходимым для благодатного освящения и спасения человека. Божественный Основатель Церкви — Христос, наставляющий людей в вере, любви и милосердии, прежде всего просил у людей веры в Себя, как Господа. А так как «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3), то и должно приобщаться к той святыне, в которой пребывает постоянно Дух Святой и которую мы называем Церковью.

Вера во Христа приводит нас в Церковь, и жизнь в Нем есть жизнь в Церкви. Поэтому кто не верует в Церковь, тот не верует и в Бога. Только верующим в Церковь и пребывающим в ней мог сказать апостол Павел: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2, 19–22).

Без веры в Церковь, без пребывания в ней невозможна жизнь христианина, потому что «Церковь есть та среда, в которой совершается в настоящей жизни соединение с Богом, то соединение, которое завершится в будущем веке, после воскресения мертвых» [3]. Понять учение Христово и приобщиться Христу без Церкви невозможно, ибо «наше спасение не есть только воздаяние за подвиг жизни, но заключается в постепенном слиянии нашей жизни с жизнью Церкви, которая есть Тело Христово» [4]. Церковь духовно возрождает и обновляет каждого входящего в нее. Она оживляет и возвышает человека, делает из него то, что может сделать применительно к новой, святой жизни во Христе. «Что бы тебе ни нужно было для спасения, — все то найдешь в ней, и только в ней», — говорит святитель Феофан Затворник [5].

В Церкви нет ничего случайного или произвольного. В ней все учреждено по благоизволению Божию. «Без Господа ничего не вошло в Церковь, ибо она воистину есть живое Тело Его, Им живущее» [6]. Все, что установлено в Церкви, есть и должно быть законом для каждого из нас. Потому христианин и верует в Церковь, что послушание Церкви есть послушание Богу, и, служа Церкви, он служит Богу и Ему благоугождает.

Вера в Церковь сродни душе христианина. Вера в Церковь и «подчинение христианскому строю жизни Церкви выходит из основ его нравственного существа, стремящегося к совершенству» [7].

Господь подает человеку веру в Церковь благодатным образом через приобщение его к жизни Церкви. Испытывая на себе силу Божественной благодати, воздействующую через святые Таинства, обряды и весь строй православной церковной жизни, живя этой жизнью, человек получает непоколебимую уверенность в истинности своей веры во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ О ЦЕРКВИ

1. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. «Богословские труды», сб. 8, М., 1972.

2. Лосский В. О третьем свойстве Церкви. ЖМП, 1968, № 8.

3. Флоренский П. Понятие Церкви в Священном Писании. Догматико-экзегетические материалы к вопросу о Церкви. «Богословские труды», сб. 12, М., 1974.

4. Митрополит Никодим. Св. Киприан Карфагенский о Церкви. ЖМП, 1965, № 1.

5. Архиепископ Питирим. Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства. ЖМП, 1975, № 1.

6. Архиепископ Питирим. Церковь и свершение творения. ЖМП, 1975, № 1.

7. Мансуров С., священник. Очерки из истории Церкви. «Богословские труды», сб. 6, М., 1971.

8. Митрополит Елевферий. Соборность Церкви. Париж, 1938.

9. Епископ Феофан. Толкование на Послание к Ефесянам. М., 1879.

10. Катанский А. О научно-богословских определениях Церкви. СПб., 1894.

11. Катанский А. Постановка трактата о Церкви в науке догматического богословия. СПб., 1895.

12. Хомяков А. Церковь одна. Полное собрание сочинений. Том 2. М., 1900.

13. Самарин Ю. Вступительная статья к работе А. С. Хомякова «Церковь одна». М., 1900.

14. Соловьев В. Духовные основы жизни. Полное собрание сочинений. Том 3. Б. г.

15. Троицкий В. Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912.

16. Троицкий В. Христианство или Церковь. Сергиев Посад, 1912.

17. Троицкий В. О необходимости историко-догматической апологии девятого члена Символа веры. «Богословский вестник», 1913, февраль.

18. Муретов М. Критико-библиографическая заметка о книге Вл. Троицкого «Очерки из истории догмата о Церкви». «Богословский вестник», 1913, февраль-март.

19. Архимандрит Иларион. Триединство Божества и единство человечества. М., 1914.

20. Архимандрит Иларион. Краеугольный камень (Мф. 16, 13–18). Сергиев Посад, 1915.

21. Архимандрит Иларион. Христианства нет без Церкви. Сергиев Посад, 1915.

22. Ерм. Пастырь. В книге «Писания мужей апостольских». Перевод протоиерея Петра Преображенского. СПб., 1895.

23. Св. Киприан Карфагенский. О единстве Церкви. Творения. Часть 2. Киев, 1891.

24. Молчанов А., священник. Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви. Казань, 1888.

25. Архиепископ Иннокентий. Иисус Христос, Искупитель человеческого рода. Полное собрание сочинений. Том 6. СПб., 1908.

26. Архиепископ Антоний. Церковь, как хранительница и истолковательница Божественного Откровения. Полное собрание сочинений. Том 2. СПб., 1911.

27. Архиепископ Антоний. Нравственная идея догмата Церкви. Полное собрание сочинений. Том 2. СПб., 1911.

28. Амфитеатров Я. Беседы об отношении Церкви к христианам. СПб., 1896.

29. Корсунский И. Определение понятия о Церкви в сочинениях Филарета, митрополита Московского. «Христианское чтение». 1895, июль-август.

30. Архимандрит Сильвестр. Учение о Церкви в первые три века. Киев, 1872.

31. Иванов А. О небесной Церкви. «Богословский вестник», 1896, декабрь.

32. «Свет во тьме». Современные религиозные и церковно-общественные вопросы. (Сборник). СПб., 1903.

33. Кестлин. Существо Церкви по учению Нового Завета. Перевод Н. С. Суворова. Ярославль, 1886.

34. Огюст Николь. О Церкви. «Религиозно-философская библиотека», вып. XVII. М„ 1909.

Священник Владимир РИГИН


[1] Пространный христианский катехизис. М., 1894, с. 43.

[2] Архиеп. Питирим. Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства. ЖМП, 1975, № 1, с. 63.

[3] В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. «Богословские труды», сб. 8, М., 1972, с. 9.

[4] Архиепископ Антоний. Церковь как хранительница и истолковательница Божественного Откровения. Полное собрание сочинений. Том 2. СПб., 1911, с. 7.

[5] Епископ Феофан. Единая истинная Церковь. Сб. «Свет во тьме». СПб., 1903, с. 116.

[6] Епископ Феофан. Там же.

[7] Павел Флоренский. Понятие Церкви в Священном Писании. Догматико-экзегетические материалы к вопросу о Церкви. «Богословские труды», сб. 12, М., 1974, с. 107.


Hosted by uCoz