Вы находитесь на зеркале основного сайта.
Через 5 секунд Вы будете перенаправлены на главный адрес: http://www.orthlib.ru.


Текст приводится по электронному изданию: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Энциклопедический словарь, Изд. "Русское слово", 1996 г. OCR Палек, 1998 г.

Пасха I. 

Пасха — главный христианский праздник, в честь воскресения Иисуса Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвящен воспоминанию смерти Иисуса Христа, почему сначала на всем Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по сказанию евангелиста Иоанна и по мнению древнейших отцов церкви (Иринея, Тертуллиана, Оригена), последовала крестная смерть Иисуса Христа. По учению церкви, пасхальный агнец евреев — прообраз Иисуса Христа, почему в Св. Писании Иисус Христос называется агнцем Божьим, ангцем пасхальным. Пасхой (1 Кор. V, 7, св. Иоанна ХIХ, 33, 36, Исход. XII, 46); это название сохраняют за ним и древнейшие отцы церкви, которые даже самое название Пасхи производят не от еврейского Pesakh, Pasakh (арамейское Paskha), как это делают обыкновенно, а от греч. pascein —страдать (Иустин, Тертуллиан, Ириней). По синоптикам, смерть Иисуса Христа последовала не 14, а 15 нисана, хотя из их сказаний и не видно, чтобы тот или другой из этих дней был днем еврейской Пасхи: но те из восточных христиан, кто в вопросе о Пасхи следовал синоптикам, а не Иоанну, также справляли Пасху 14-го нисана, относя празднование к воспоминанию тайной вечери Иисуса Христа. Указание на существование Пасху, как особого праздника, еще при апостолах у христиан из язычников Епифаний Кипрский (ср. М. Голубев. "Обозрение 1-го посл. к Коринф.) видит в словах апостола (1 Кор. V, 7): "наша Пасха за нас пожрен Христос... будем праздновать (estazwmen) не в квасе ветхом.. " По мнению новейших исследователей, эти слова апостола не дают основания утверждать, что у коринфян существовал при апостолах особый праздник Пасха, так как ближайшие к апостолам отцы церкви не упоминают о каком бы то ни было годичном празднике П., празднуемом в один нарочито избранный период или день. Ерм в "Пастыре" (кн. III, подобне V, 1) упоминает о пятнице как дне еженедельного поста и скорби в воспоминание страданий и смерти Иисуса Христа), а Тертуллиан "Dе corona mil. ", гл. III) - о воскресном дне недели, как дне радости и веселья, когда не было ни поста, ни коленопреклонений, в память воскресения Христова. Эти еженедельные празднования были более торжественными в начале года, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения Иисуса Христа. С течением времени, еще во II в., чествование этих событий сконцентрировалось в два нарочитых праздника, которые оба называлась пасхой: Пасха в честь смерти Иисуса Христа — pasca staurosimon, pascha crucificationis, и Пасха в честь воскресения Христова — pasca anastasimon V раschа resurrectionis. Первая проводилась в скорби и строгом посте, который продолжался не только в пятницу, но и в субботу, даже до утра воскресенья, и заканчивался воскресной евхаристией, которой начиналась pascha resurrectionis. По некоторым указаниям, праздник Пасхи воскресный продолжался пятьдесят дней и был праздником не только воскресения Иисуса Христа, но и его вознесения, а также сошествия Св. Духа, почему получал иногда название Пятидесятницы. Чем более обособлялась церковь от иудейства, тем более восточный способ празднования Пасхи (одновременно с иудеями, 14 нисана), практиковавшийся особенно в малоазиатских церквах, казался несообразным с существом дела. Празднующих пасху в этот день называли — в церквах, образовавшихся из язычников — иудействующими, квадродециманами. На Западе никогда не связывали празднование Пасхи с пасхою иудейскою и совершали ее в первый после полнолуния день воскресный, а не в пятницу. Чем далее, тем более пасха в церквах из язычников становилась Пасхой resurrectionis. Эго различие повело к спорам между Востоком и Западом — так наз. "пасхальным спором", длившимся между азийскими епископами и Римом с конца II в. в продолжение всего III в. В 160 г. Поликарп епископ смирнский, посетил Аникиту, епископа римского, с целью соглашения, но каждая сторона осталась при своем взгляде. В 170 г. происходили споры о том же в Азии; против квадродециманов писали Аполлинарий иерапольский и Мелитон сардийский, доказывавшие, что Иисус Христос умер 14-го нисана и потому не мог вкушать Пасху еврейской в год своей кончины (Евсев., "Церк. ист.", IV, 26, 3). По настоянию римского епископа Виктора собраны были, для рассмотрения вопроса, соборы в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе. Епископы Азии твердо держались своего мнения; тогда Виктор решился прервать общение с Малой Азией и требовал того же от других церквей. Ириней Лионский убедил его, однако, не нарушать единства веры ради различия обряда. Спор продолжался до никейского вселенского собора, который, склонясь на сторону римского мнения, определил (прав. 7), чтобы Пасха праздновалась христианами непременно отдельно от Иудеев и непременно в день воскресный, следующий за полнолунием. Для более точного определения дня Пасхи на каждый год сделаны были надлежащие исчисления. Евсевий в "Церковной истории" говорит, что большая часть церквей малоазийских подчинилась определению собора; но были церкви, сохранявшие старинный обычай. Собор антиохийский 341 г. отлучил от церкви этих "иyдействовавших". От IV в. сохранились свидетельства, что обе Пасхи — crucificationis и resurrectionis — соединялись, и на Востоке и на Западе, вместе и продолжались каждая по семи дней, не считая самого дня светлого воскресения, которому праздник crucificationis предшествовал. Не ранее, как в V в., название Пасхи стало усвояться исключительно празднику Воскресения Христова, при чем далее, тем торжественнее он стал совершаться. Светлое Воскресение получило название "царя дней", "праздников праздника". Празднование его сопровождалось внецерковными манифестациями, иллюминацией; в храме верные в известные моменты восклицали, обращаясь друг к другу: Господь воскрес! Воистину воскрес! Императоры, по случаю праздника, давали свободу заключенным в тюрьме, богатые граждане отпускали рабов; бедные получали помощь от правительства и частных лиц. С особенной торжественностью празднуется Пасха и доселе, по особому чинопоследованию, печатаемому в "Типиконе", а также издаваемому отдельной книжкой. Особенности этого чина: обилие каждения и света (зажигаются все лампады и паникадила со свечами и все присутствующие на утрени имеют зажженный свечи); священнослужители облачаются в самые лучшие ризы и т. д. Cм. Augusti, "Denkwurdigkeiten aus d. christi. Archaeologie"; Weitzel, "Die christliche Passahfeier der ersten drei Jahrhunderte" (1848); Hilgerifeld, "Der Paschastreit und das Evangelium Johanns" в "Theol. Jarb." (1849); Baur, "Das Christen. thum und die christliche Kirche der ersten Jarhund."; архим. Иоанн, "Опыт курса церк. законоведения" (т. I); Горский, "Совершил ли Иисус Христос еврейскую Пасху" ("Прибавление к твор. св. отцов", 1853); о том же статьи Д. А. Хвельсона и Н. Н. Глубоковского в "Христ. Чтении"; И. Покровский "Пасха" (СПб., 1868). 

Н. Б-в. 

Богослужение воскресению Христову начинается уже в великую субботу, но во всей торжественности оно открывается на утрени. После полунощницы бывает торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. Во время утрени, при словах: "друг друга обымем, рцем, братие", бывает целование. Часы в день П. состоят не из псалмов, а из пасхальных песнопений. На литургии, совершаемой в самые ранние часы, читается Евангелие от Иоанна (I, 1-17) о божестве Иисуса Христа. Если литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что большая часть народов на земле признают воскресшего своим Богом и Господом. На вечерне в день П. читается Евангелие о явлении Господа апостолам в вечер дня воскресения (Иоанн. XX, 19). Пасхальные песни принадлежат большей частью св. Иоанну Дамаскину; они составлены им на основании древних отцов церкви, преимущественно Григория Богослова, Григория Нисского и др. Богослужение в продолжение всей пасхальной седмицы совершается при открытых царских вратах, в ознаменование того, что воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо. При пасхальном целовании и приветствии (Христос воскресе!) верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему в дар, красное яйцо с приветствием Христос Воскресе! и с этих слов начала свою проповедь (см. Константин Экономид, "О начале обыкновения употреблять красные яйца во время Пасхи", перевод с греческого, 1826). Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровью Иисуса Христа. К пасхальным обрядам относится также благословение артоса и яств, особенно сыра и яиц, как пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать. Существует обычай приготовлять в домах хлеб, как бы домашний артос кулич), и носить его в день Пасхи в притвор церкви для освящения, вместе с сыром и яйцами. Во всю светлую седмицу бывает целодневный звон, в знак торжества церкви, празднующей победу Иисуса Христа над смертью и адом. Праздник Пасхи продолжается 40 дней, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении. В отдание Пасхи служба совершается подобно тому, как в отдании дванадесятых праздников. Ср. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); П. Левашев, "Обычай употребления красных яиц в праздник св. Пасхи" (СПб., 1895); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению Устава Богослужения православной церкви" (СПб., 1888); прот. Д. Смолодович, "Литургика или наука о богослужении православной восточной кафолической церкви" (Киев, 1868).


Hosted by uCoz