Вы находитесь на зеркале основного сайта.
Через 5 секунд Вы будете перенаправлены на главный адрес: http://www.orthlib.ru.


ПАПСТВО И ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Учение о папском главенстве в Церкви является главной особенностью римского исповедания, отличающей его от православного учения о Церкви.

Развивая применительно к практически-религиозным потребностям верующих учение о Церкви, как видимом определенном обществе, западное христианство издавна привыкло пользоваться здесь идеею Царства Божия, которое затем и отождествило с Церковью. Сложившийся под влиянием идеи Римской всемирной империи образ Царства Божия, впервые во всей широте содержания и с идеальным характером нарисованный блаженным Августином в его знаменитом сочинении «О граде Божием», где он высказывает мысль, что «Церковь уже теперь есть Царство Божие», остался затем навсегда принадлежностью западного религиозного мировоззрения и с течением времени все более и более принимал черты теократического государства, всемирной папской монархии.

Монархическое устройство, как совершеннейшее, и необходимость единой главы — от общества перенесены были на Церковь, единство которой стали понимать в смысле государственном. Для поддержания единства Церкви явилась нужда в едином видимом представителе и правителе Церкви. Возникла теория о главенстве в Церкви римского первосвященника, и папское главенство внесено в самое определение Церкви в римском катехизисе.

Благодаря целому ряду благоприятных для них исторических причин и сложным политическим интригам, а также кровавым войнам, обманам, подкупам, убийствам и отравлению своих противников, римские епископы в известные периоды истории владели не только духовной, но и политической властью над многими странами: Италией, Францией, Германией и др.

Учение о видимой главе Церкви, явившееся неизбежным и самым крупным результатом одностороннего проведения в католичестве понятия о Церкви, как о правовом обществе, имело своим следствием преобладание внешних признаков в определении Церкви, принятом в большей части догматических трудов (единство исповедания, единство управления), а это в свою очередь повело к торжеству папской системы управления Церковью. Папы стали стремиться к власти, руководясь самыми низменными побуждениями человеческой природы: честолюбием, властолюбием и корыстолюбием, и считая дозволенными все средства для достижения этой цели, по принципу: «цель оправдывает средства». Отсюда папская система управления Церковью не божественного происхождения, а чисто земного. Папизм в корне извращает и совершенно противоречит евангельскому учению о Церкви, как Теле Христовом (1 Коринф. 12, 12–17; Ин. 13, 12–17), где царит союз любви и дух равенства. Деятельность же пап на имеет ничего общего с заветами Христа. Для подчинения своему владычеству римские епископы не останавливались ни перед чем. Предавали огню и мечу целые страны, грабили и убивали население, а оставшихся в живых обращали в рабство. С помощью таких приемов римские папы утверждали свое господство над славянскими Церквами. Папы предпринимали даже общеевропейские крестовые походы для утверждения католичества в Сербии, основывая духовно-рыцарские ордена (Ливонский и Тевтонский) для распространения христианства огнем и мечом среди литовцев и языческого населения прибалтийских стран: ливов, эстов и куронов.

В эпоху средних веков политическая власть пап достигла высшей степени своего могущества. По мановению пап императоры, короли и др. правители лишались своих стран. Папа венчал императора и королей на царство, он же лишал их и корон. Папская власть сравнивалась с солнцем, которое светит незаимствованным светом, а власть светских правителей — с луною, которая светит заимствованным от солнца (папы) светом. Религиозные чувства тогдашних народов создавали папам благоприятную обстановку для укрепления их политического могущества.

Средневековая Римско-католическая Церковь ничем почти не отличалась от обычных в то время монархий, королевств и княжеств. Она была теократическим государством, но цели и методы достижения власти пап ничем не отличались от деятельности тогдашних королей и императоров. Папа был самый могущественный из них и требовал, чтобы ему все подчинялись. Отсюда беспрерывные войны, которые вели папы для поддержания своей власти. Даже крестовые походы, самое грандиозное явление средневековья, в значительной мере предпринимались для усиления политического могущества пап. Религиозные цели, которые ставили при этом папы, служили только «дымовой завесой» и орудием в деле осуществления их политических замыслов. Ради широкого господства папы готовы были залить Европу потоками крови и опустошить целые страны, — говорит один из видных ученых католического запада Деллингер. Известно, например, что папа Юлий II (1503–1513), ведя войны то с Испанией, то с Францией и Германией за создание сильного папского государства, однажды, опоясав себя мечом и шпагой, бросил в Тибр первосвященнические ключи и гневно воскликнул: «Пусть же меч нас защитит, раз ключи св. ап. Петра оказываются бессильными!»

Не Христос с Его св. апостолами, не спасительная благодать Св. Духа нужны были римским папам, а война и деньги!

Мы не будем приводить здесь историю борьбы пап из-за своего главенства в Церкви и своей светской власти, как с отдельными поместными церквами, так и с правительствами различных стран. Укажем только вкратце, какими путями шли папы к власти и чем они думали оправдать свои властолюбивые притязания. В своих притязаниях на верховную власть в Церкви папы, во-первых, с удивительной развязностью пользовались ссылкой на. известные места Свящ. Писания (Мф. 16, 13–19; Лк. 22, 32; Ин. 21, 15–17), Свящ. Предания и древнецерковной истории, но в настоящее время после блестящих исследований данных мест Гефеле, Геттэ, аббата Мито, Деллингера, Януса, Шулте, епископа Иосифа Рената, Лангена, архимандрита Никанора, проф. Н. Беляева, проф. В. Керенского, А. А. Киреева, протопресвитера Янышева и многих других ученых богословов и церковных историков видно, что папистам на протяжении многих веков приходится защищать свои положения систематическими подлогами.

Наиболее известные из этих подложных документов — «Дар Константина», «Лже-Исидоровы декреталии», «Коллекториум, или Декретум», сборник Анзельма, «Декретум Грациана», «Тезаврус» Кирилла и др. Подложность этих документов, в которых папа выставляется как верховный глава, законодатель и судия Вселенской Церкви, доказывается грубыми анахронизмами, фальшивыми надписями, уловками, подлогами, отступлениями от духа и смысла древнего церковного законодательства и другими примерами лжи, невежества и промахов.

Составители подложных сборников искажали своими вымыслами и фальсификациями, главным образом, памятники церковного законодательства, т. е. определения Соборов, правила св. отцов и декреталии пап. От их вымыслов пострадала и патриотическая литература вообще. На самом же деле представители западно-богословской науки до XIII в., так же как и отцы Восточной Церкви, ничего не говорят о папской власти. В этом можно убедиться на основании книги проф. Лангена «Ватиканская догма», где собран и с величайшей тщательностью обследован весь материал, какой только дает схоластическая литература по вопросу о папстве (Анзельм Кентерберийский, Петр Ломбардский, Бернард Клервосский, Альберт Великий, Раймунд и др.). На основании обширного знакомства с церковно-богословскою литературою средних веков проф. Ланген приходит к выводу, что понимание средневековыми богословами тех библейских мест, на которые обыкновенно ссылаются защитники папского догмата, могут свидетельствовать только о борьбе новых папских теорий с древнецерковным преданием. Слова Христа «Повеждь Церкви»... для тех же: богословов служили классическим местом, где они находили ясно выраженную мысль о том, что авторитет Соборов выше авторитета пап. «Равным образом и идея Церкви для средневековых богословов далеко не была тождественною с идеей папства. Высокие обетования о пребывании в Церкви Св. Духа, о ее неодоленности вратами ада и непоколебимости в истине, относится ко всей совокупности верующих, а не к одной только иерархии (ни тем более к одному только папе).

Папизм принес неисчислимый вред делу Церкви Христовой на земле и вообще домостроительству нашего спасения. Он внес раскол в единство Вселенской Церкви Христовой. Властолюбие пап отторгнуло Западную Церковь от Вселенской Церкви (1054 г.). Западную Церковь после этого потрясают лютеранство и англиканство и целый ряд сект (альбигойцев, вальденсов, янсенистов), порожденных именно папизмом. Крушение принципа соборного управления Церковью превратило ее на Западе из богочеловеческого организма в чисто земную политическую организацию, монархию с папой, королем во главе.

Из церковной истории известно, что многие из пап не соответствовали своему высокому назначению и были скорее похожи на язычников, нежели на христиан. Например, Сергий III (X век) свою папскую деятельность начал тем, что распорядился задушить своих двух предшественников, насильственно свергнутых с папского престола и брошенных на пожизненное томление в тюрьму, мотивируя убийство жалостью к обоим бывшим папам, ибо «моментальная смерть, дескать, менее страшна, чем долгое, пожизненное заключение в темнице».

Бонифаций VII убил своего отца.

Папа Стефан Vl (896–897) произвел суд над умершим своим предшественником. Это был папа Формоза, которого он ненавидел. Труп последнего был извлечен из могилы, одет в папское облачение и посажен на трон в зале соборных заседаний. Присутствовавшие смотрели с ужасом на начавшийся суд. Мертвецу назначили адвоката, и представитель папы предъявил ему обвинения, заключавшиеся в том, что Формоза вопреки каноническим правилам, перешел с епископской кафедры в Портусе на папский престол. Мертвеца осудили, произнесен был приговор, лишавший его достоинства первосвященника. Вслед за тем с мертвого сорвали папское облачение, отрубили у него три пальца правой руки, которыми он раздавал благословение, вытолкали труп из залы заседання, протащили его по улицам Рима и бросили в Тибр. А вскоре после этого и сам Стефан был убит народом.

Вышеприведенные факты с достаточной ясностью говорят о причинах падения папского авторитета среди верующих католиков и вообще христиан.

С целью поднятия и укрепления папского авторитета римская курия решилась допустить невероятный с догматико-канонической точки зрения трюк. На Ватиканском Соборе в 1870 г. под ее давлением был обнародован догмат о непогрешимости папы.

Без преувеличения можно сказать, что весь христианский мир ахнул, когда узнал об обнародовании такого «сногсшибательного», с позволения сказать, «догмата».

Самые видные и ученые члены Собора протестовали против провозглашения такого догмата о непогрешимости. Догмат был провозглашен 13 июля 1870 г. на Ватиканском Соборе большинством 371 голоса при 52 голосах, поданных за условное признание догмата, и 88 высказавшихся против догмата.

Догмат о непогрешимости пап находится в полном противоречии с постановлениями VI и VII Вселенских Соборов, заповедавших хранить неприкосновенной веру, переданную от богоизбранных апостолов и от святых отцов, и угрожавших анафемой тем, кто. решится нарушить это постановление. Следовательно, и Пий IX, творец нового догмата о непогрешимости, и последующие папы, в том числе и современный папа Пий XII, подлежат по точному смыслу постановлений VI и VII Вселенских Соборов анафеме за свое нововведение.

Ультрамонтане пытаются оправдать свое явное противление и непочитание правил Вселенских Соборов придуманной ими теорией о развитии догматов, сущность которой заключается в утверждении, что новыми догматами католицизма в сущности ничего нового в церковную веру не приносится, а только разъясняются истины, изначала усвоенные верующими. Такая попытка не выдерживает критики. Христианство проявляется не в развитии верований, как думают защитники указанной теории, и ему не угрожает опасность застоя, косности и оцепенения в случае приостановки в развитии догматического учения. И вот почему. Христианство возвестило нам истину божественную, следовательно, абсолютную, следовательно, навеки неизменную и неподлежащую ни поправкам, ни дополнениям, ни усовершенствованиям.

В XVIII веке Восточные Патриархи писали об этом: «Наши догматы и учение Восточной Церкви еще издавна исследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены святыми Вселенскими Соборами: прибавлять к ним или отнимать от них что-либо непозволительно».

В Окружном послании Восточные Патриархи еще яснее подтверждают свою верность традициям Вселенской Православной Церкви. «И мы предадим св. веру в грядущие поколения, какою сами приняли, без всякого изменения, дабы и они, подобно нам, непостыдно и без упрека могли говорить о вере своих предков». Православное веросознание допускает прогресс в христианстве, но его нужно понимать не в смысле появления каких-либо новых догматов, а в более углубленном и расширенном понимании той или иной догматической истины.

Догмат о непогрешимости папы никогда и ни от кого не принимался за догмат. Даже среди католиков он вызвал всеобщий единодушный протест в Швейцарии, Франции, Австрии, Германии, Испании и даже в Италии и послужил толчком для образования старокатолицизма.

Вся история папства вопиет против учения о непогрешимости пап. История свидетельствует, что папы не раз колебались в вере, покровительствовали еретикам и даже сами разделяли еретический образ мыслей. Так, Монтан был на Востоке осужден, а в Риме был признан мужем, исполненным вдохновения, и получил от папы грамоту мира. Ошибка не замедлила обнаружиться, и грамота была взята назад. Позже в Риме снова был допущен проемах по отношению к пелагианам, которые успели привлечь на свою сторону папу Зосиму (V век). VI Вселенский Собор анафематствовал папу Гонория I (VII век) по обвинению в монофелитской ереси.

Папа Марцеллин I (296–304) принес языческую жертву Юпитеру и т. д.

Самое положение о непогрешимости папы имеет много туманного и неопределенного. Неясно, когда папа говорит «ex cathedra» и когда произносит частное суждение. Мюнхенский. факультет на вопрос баварского правительства по этому поводу ответил: «Всеобщего критерия, по которому можно было бы судить с достоверностью, что такое-то определение папы последовало ex cathedra, не существует». Ультрамонтане говорят, что папские определения обладают всеми свойствами декретов ex cathedra в тех случаях, когда папа изрекает их под внушением Св. Духа. При этом делается даже нелестное для пап сравнение с валаамовой ослицей. Профессор богословия в Майнце, иезуит Эберман говорит на эту тему: «Непогрешимым может быть и совершенно невежественный папа, ибо Бог указал некогда людям истинный путь через предрекшую ослицу». Совсем иначе расценивает ватиканский догмат наиболее просвещенная часть верующих католиков. Проф. Деллингер с беспощадной ясностью доказывает несостоятельность нового догмата, как противоречащего Свящ. Писанию и всей истории Церкви. «Как христианин, как богослов, как историк и как гражданин, я не могу, — пишет Деллингер, — принять новый догмат. Как христианин, ибо он не совместим с духом евангельских изречений Христа и апостолов; как богослов, ибо он состоит в непримиримом противоречии со всем истинным преданием Церкви; как историк, ибо я знаю, что стремление осуществить, выражающуюся в этом догмате, теорию мирового господства зальет Европу потоками крови; опустошит страны и разрушит прекрасное здание древней Церкви».

Догмат непогрешимости папы явился завершением многовековой борьбы пап из-за главенства в Церкви. Жажда власти теперь в них еще больше окрепла и усилилась. После 1870 г. и до наших дней папы проявляют самое живое непосредственное участие в международной политической жизни народов.

Но времена былого (средневекового) величия для пап давно миновали. Папа после национального объединения Италии и объявления Рима столицей объединенного государства жил «ватиканским узником». Римской курии был нанесен тяжелый удар. Все же, несмотря на это, папы продолжали вести свою политику расширения и усиления своей власти. С наступлением новых политических обстоятельств они лишь стали искать новых путей и способов для приспособления к духу времени. Папа Лев XIII все более склонялся к тому, что наместничество св. Петра может быть восстановлено в своих правах лишь в результате всеобщей войны. Поэтому, когда в 1914 г. между Сербией и Австрией возник вооруженный конфликт, римская курия с легким сердцем одобрила австрийский ультиматум Сербии. Впоследствии Бенедикт XV несколько раз обращался к воюющим народам с воззванием о прекращении войны, но это делалось только для прикрытия подлинной роли Ватикана, как поджигателя и пособника немцев в первой империалистической войне.

Союз Ватикана с немецкими капиталистами и помещиками неудивителен. Их объединяет общая ненависть к славянским народам. Папы всегда стремились подчинить славян своей церковной власти. В погоне за «жизненным пространством» немцы устремлялись всегда на восток, на славян. На всем протяжении своего исторического существования римская курия постоянно участвовала во всех политических интригах против славян и, в особенности, против России. В прошлом, вплоть до наших дней, папство терпело неудачи при попытках подчинить Россию своему церковному влиянию. Отстаивая православную веру и родную землю, Россия неоднократно отражала нашествие немецких рыцарских орденов союзников папы. Так было при Александре Невском, в 1242 г., когда немцам Ливонского рыцарского ордена на льду Чудского озера нанесено было тяжелое поражение, а шведы были разбиты в Невской битве. Тогда же на юге, тоже пока безуспешно, папа стремился подчинить Галицию при Данииле Романовиче Галицком. В XIV и XV вв. не прекращаются попытки пап подчинить себе Русскую Церковь. В половине XIV века король Магнус, исполняя волю папы, задумал было обратить Новгород в католичество, а в 1387 г. являлись в Москву папские легаты. В западно-русских областях в конце ХIV в. открылись гонения на православие. В 1437 г. на Флорентийском соборе вовлекли в унию Московского Митрополита Исидора, но русские не признали этой унии. Исидор бежал в Рим, где и умер в 1462 г. В 1465 г. у Ватикана созрел: план выдать дочь Византийского императора Фомы Палеолога Софию за великого князя московского Иоанна III. София Палеолог воспитывалась в Риме, и папа надеялся путем этого брака подчинить себе Русь. Брак состоялся, но обратить Русь в католичество не пришлось: Coфия выказала себя ревностной дочерью Православной Церкви.

В XVI веке папа присылал к Иоанну Грозному иезуита Поссевина, но из этого тоже ничего не вышло. Поссевин достиг успеха только в Литве, где в 1596 г. была заключена Брестская уния.

Также провалились планы Ватикана обратить Русь в католичество при Лжедимитрии I и II и Сигизмунде III, короле Польском.

Дальнейшие попытки укрепить католичество в России мирным путем были сделаны папой при Михаиле Феодоровиче и также, безуспешно. Между тем в Западной Руси шла ожесточенная борьба за веру. Даже забитые белоруссы не выдержали притеснений и убили в Витебске ярого местного проповедника католичества и унии Иосафата Кунцевича, бросив его тело в Двину. Украинские казаки с оружием в руках отстаивали православную веру и отбили у униатов захваченную ими Киево-Печерскую Лавру, но древняя волынская святыня Почаевская Лавра, надолго осталась в руках базилиан — униатских монахов.

Первый молитвенный католический дом появился в Москве 5 мая; 1687 г. При Екатерине II среди униатов началось движение за присоединение к православию. В 1832–33 гг. Почаевская Лавра была возвращена православию, а в 1839 г. 1600000 униатов возвратились в лоно Православной Церкви.

В 1875 г. к православию присоединились холмские и подляшские униаты.

Разрыв в сношениях с папой, возникший в 1866 г., продолжался до 80-х годов. Папа метал громы на Россию. Когда началась последняя русско-турецкая война, он послал благословение туркам, повсюду интриговал против России и пытался восстановить против правительства русских граждан католического вероисповедания.

Не теряя надежды подчинить своей власти народы Востока с Россией во главе, папа выпустил в 1895 г. энциклику о соединении Церквей, при условии подчинения Греко-восточной Церкви Риму.. Восточные Патриархи дали Ватикану полный достоинства ответ. В Петербурге (ныне Ленинград) была издана по поводу этой энциклики брошюра со статьями А. А. Киреева, А. П. Лопухина и греч. проф. Диодмиди Кириака (Энциклика папы Льва XIII о соединении Церквей, изд. 1896 г.) Та же энциклика вызвала появление брошюры: «Современные попытки Льва XIII к соединению Церквей» (Вильна, 1896 г.).

Несмотря на постоянные неудачи в этом направлении, Ватикан и в наши дни не оставляет своих попыток подчинить себе Православные Церкви Востока, в том числе и Русскую Православную Церковь и стремится использовать с этой целью каждый благоприятный момент. Натиск Ватикана на православие не только не ослабел, но даже усилился за последние 30 лет. После Ватиканского собора все папы, начиная с Пия IX, именовали себя «ватиканскими узниками» в знак протеста против правительства Виктора Эммануила, отобравшего у пап церковную область. Именуя себя «ватиканскими узниками», папы, однако, и не думали расставаться с мечтою о восстановлении своего былого могущества. Они выжидали только более благоприятного международного положения для этого реванша. Очевидно, этот момент в данное время наступил.

За последние 10–12 лет папы сумели заключить конкордаты с Францией, Англией, Германией, Баварией, Пруссией, Италией, Австрией, Испанией, Португалией, Голландией, Бельгией, Данией, Норвегией, Швецией, Румынией, Сербией, Польшей, Латвией, Литвой, Америкой, Мексикой, Аргентиной, Китаем, Японией, Турцией и другими странами.

В каждой стране, где есть только Православные Церкви, Ватикан стремится путем насилия бороться с православием. Это наблюдалось в Румынии, Сербии, Латвии, Литве и особенно в Польше, где католики стремились отнять у православных половину святых храмов и тем лишить более двух миллионов верующих церковной жизни.

Каждый конкордат своими договорными статьями рисует высшую католическую иерархию во главе с папой не пастырями духовными, а скорее настоящими земными дельцами, стремящимися к власти и своим материальным выгодам. Причем национальные интересы своих духовных чад католические пастыри часто предают ради земных выгод. Папизм по самой своей природе враждебен для каждой национальности. Истинный католик не может любить отечества, в котором он родился и которое воспитало его: эта любовь незаконна, ибо отечеством для него является Рим, да котором, следовательно, он и должен сосредоточить все свое внимание и за который при случае должен проливать свою кровь и идти в огонь и воду.

Наконец, из содержания конкордатов видно, что Ватикан является поджигателем двух мировых империалистических войн, о чем также говорят и папские энциклики, выступления по радио и в печати. Особенно большую активность проявил Ватикан в подстрекательстве ко второй империалистической войне. Всем известна его роль в организации крестовых походов против СССР. Точно также известна и связь Ватикана с итало-немецким фашизмом, с Муссолини и Гитлером. Папа Пий XI называл публично Муссолини «человеком, ниспосланным Провидением».

Накануне полного и окончательного разгрома Гитлера Ватикан пытался спасти его и гитлеровцев от справедливого возмездия.

Уже давно Ватикан перестал быть религиозным центром, объединяющим католиков разных стран. Колоссальные богатства, которые Ватикан получает со всех частей земного шара, сделали из него скорее крупное капиталистическою предприятие. Основным источником дохода у римских пап является «рента Св. Петра», которая систематически собирается во всех католических церквах в пользу папского престола. Размер этой «ренты» трудно указать, так как это составляет тайну Ватикана и официально в отчетах не показывается, но во всяком случае, по мнению некоторых финансовых экспертов, она определяется в несколько сот миллионов лир в год.

Ватикан, кроме того, является отчасти владельцем, отчасти участником ряда крупных банковских предприятий. Огромные ватиканские капиталы вложены в разных странах, особенно в США, где папа опирается на банк Моргана.

Римская курия по праву считается одной из самых крупных финансовых монополий в мире и владельцем баснословных богатств. Во всех антидемократических происках мировой реакции есть следы тесного сотрудничества с Ватиканом.

Централизованная форма управления Римско-католической Церкви и огромные денежные средства дают возможность Ватикану выступать на арене всемирно-общественной жизни с известной моральной силой и значением. Римская курия весьма умело использует в своих целях эти выгодно сложившиеся для нее обстоятельства. Прежде всего обращается самое серьезное внимание на развитие миссионерского дела. На миссию в год тратится до 250 млн. долларов; в миссиях занято до 60000 священников и инструкторов, свыше 24000 монахинь, 65640 учителей-катихизаторов. Миссии имеют в своем распоряжении множество школ низших, средних и 8 университетов, больницы, аптеки, детские приюты, фермы, фабрики, мастерские и проч.

Еще со времен Льва XIII римская курия пыталась влиять на социальную жизнь народов и в частности на рабочий вопрос. Ватикан принимает серьезные меры к организации христианских профсоюзов, количество членов которых доходит в настоящее время до 3000000. Римская курия забирает в свои руки также сельскохозяйственную кооперацию. Заслуживает внимания и просветительная деятельность Ватикана, которая, кроме школ разного типа: академий, семинарий, выражается в библейских обществах, в издательстве книг и газет.

Таким образом, мы видим, что Римско-католическая Церковь значительно превосходит православные автокефальные церкви по своей организации, по финансовой мощи, размеру миосионерско-просветительной деятельности и, наконец, по своим мировым связям со многими иностранными государствами. Как бы не казалось мощной и величественной организация католической Церкви, она не может быть признана долговечной и непобедимой. Папизм своим властолюбием, гордостью и корыстолюбием подтачивает силу и крепость католицизма. Вне благодатного общения с Восточной Православной Церковью, хранительницей древневселенского православия, Римско-католическая Церковь, предоставленная слабому человеческому разуму, заблуждается в своем догматическом учении, в своей практике церковной жизни, в признании главенства и непогрешимости пал. Она идет по ложному пути, который в конечном итоге и приведет ее к гибели. Православная Церковь, уступая католической вдвое по численности верующих и во много раз по богатству своих материальных средств, по своей церковной организации и по своей просветительно-миссионерской деятельности, тем не менее стоит выше Римско-католической Церкви, так как хранит в чистоте и неповрежденности учение Господа нашего Иисуса Христа и св. апостолов. Она не запятнала себя ни политическими интригами, ни привнесением к православие каких-либо новых догматов, несродных духу и смыслу Свящ. Писания и Свящ. Предания. Она приемлет и неложно исповедует только те догматы, которые, по выражению Викентия Лирийского, «всегда, везде и всеми были исповедуемы».

Православная Церковь никогда не предавала интересов своей страны. Любая из существующих Православных Церквей никогда не домогалась для себя светской власти, никогда не проводила самостоятельной от своей нации политики, но всегда вместе с ней переживала горе и радость, славу и унижение (от иноплеменников) родной своей страны.

Православная Церковь по безупречности, по верности заветам Христа, по созвучию своей деятельности с общенародною совестью, действительно, по праву может быть Матерью и Учительницей своих духовных чад.

Непреодоленность православия является заслуженным следствием преданности делу Христа. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 5, 7).

Обещание Спасителя дает нам радостную надежду, что мы, православные, сможем преодолеть натиск современного католичества, ибо сила Божия в «немощи» совершается. Да мы не так уже и маломощны. У нас нет точных сведений о количестве всех православных христиан, но во всяком случае их не меньше 150000000. Согласитесь сами — сила огромная!

Сейчас католичество, используя международную обстановку, временно торжествует. Но мы не должны унывать! Сейчас мы особенно должны помнить заветы апостола Павла: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15) и «если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8).

Нам невольно вспоминаются слова великого отца и учителя Западной Церкви, блаженного Иеронима Стридонского. Он говорит: «Смотри, каков конец этого города: в нем воистину была святая Церковь, в которой хранились лавры апостолов и мучеников, где исповедывали имя Иисуса Христа и апостольское учение, но гордость и заносчивость его главы отвратили верных от истинного благочестия. Когда я, — пишет блаженный Иероним, — явился в Римский Вавилон, один из придворных этой старой блудницы захотел заставить меня принять их догматические теории, которые являются сплошным заблуждением. Тогда я написал свое сочинение и посвятил его самому папе. Я покинул этот проклятый город и вернулся в Иерусалим; я оставил эти проклятые места (Рим, Ватикан), я предпочитаю им пещеру Младенца Иисуса (Migne, tt. XXII–XXIII, Hieronym, I–II. В предисловии к Дидиму в книге о Св. Духе).

Как тогда блаженный Иероним, по своему происхождению славянин, бежал для успокоения своей мятущейся души из Рима на Восток, в Иерусалим, так и мы вместе с ним обращаем свой взор к Матери нашей Восточной Церкви и в сладостной надежде на неизреченную милость Господню восклицаем: «Ex Oriente lux» (С Востока — свет).

Епископ Гермоген


Hosted by uCoz