Принятие христианства имело очень большое значение в жизни Киевской Руси. По сравнению с язычеством христианство было большим шагом вперед. Оно содействовало дальнейшему развитию и укреплению феодальных отношений в Киевской Руси... Установление единой религии ускорило процесс объединения всех славянских племен и усиливало княжескую власть. Благодаря христианству установились более тесные связи с государствами Западной Европы и с Византией... Стало распространяться просвещение.
При Ярославе возник под Киевом Печерский монастырь, который сыграл большую роль в деле распространения просвещения. В XI веке в Киевской Руси наблюдается расцвет высокой и блестящей культуры... Таким образом, на киевской почве создалась собственная культура, которая впоследствии легла в основу национальных культур русской, украинской и белорусской народностей... [1].
С первых дней своего бытия человек радостно встречает восход солнца.
Много возвышенных чувств вызывают в сердце картины утренней зари. Но если наблюдать восход солнца с высокой скалы над морем, то впечатление остается поистине грандиозное и незабываемое.
Вы видите это темное, ночное, таинственное море, безбрежное и глухое.
Вы слышите его мерное дыхание, чувствуете его исполинскую силу. Но вот, словно невидимая рука, зажигает далекий, далекий край моря.
Водная гладь горизонта окрашивается в дивные чарующие тона, становится изумрудной и сверкающей.
Еще мгновение и из воды появляется, «выплывает» наше славное, доброе солнце, могучий источник жизни, великий дар Творца.
Идет день — знаменующий торжество света над тьмою. Эта прекрасная и волнующая картина утренней зари невольно вспоминается, когда обращаешь свои взоры к прошлому, к первым лучам христианства, озарившего своим светом нашу Родину.
Иларион, первый на Руси Митрополит из русских, замечательный подвижник и просветитель, оценивая выдающиеся заслуги князя Владимира, как крестителя Руси, писал:
«...Всякая страна славит своего учителя веры. Похвалим же и мы ... великого кагана нашей земли, внука старого Игоря, сына же славного Святослава; не в худой и не в неведомой земле они владычествовали, но в русской, которая ведома «всеми коньци земли». Встань, честная глава! Встань! Ты не умер, а спишь до общего всем восстания. Посмотри на распространение христианства в твоем народе, посмотри на сына твоего, украшающего столп земли твоей, и на семью его».
Веками лежала в мире огромная, неустроенная страна, с бесконечными просторами, с могучей, первобытной природой, с людьми, поклоняющимися идолу. И вот, над этой страной зажегся свет Православия, свет истины, любви и благочестия, свет Христианской, Апостольской правды. Отзывчивая, добрая душа славянина восприняла идеи христианства и понесла их как свое Святое, драгоценное знамя.
Наш народ накрепко связал свою судьбу с Православной Церковью. Православие стало его путеводной звездой, духовным сокровищем. По сравнению с язычеством, народ увидел в Православии огромную нравственную силу и чистоту.
Пред глазами миллионов людей, предстала скромная, святая, непогрешимая Церковь, ведущая свою паству к вратам Царства Божия. Для Церкви же не было других интересов, как интересы ее народа, ради спасения которого Она пришла на Русь.
Так, с первых же дней христианства начали создаваться прочные узы, соединяющие народ и Церковь.
Иларион, вырывший себе на берегу Днепра пещеру, где в уединении страстно молился, назвал Благодать Божию «Солнцем, озаряющим день». Да, именно солнцем явилось для нашей страны Православие. Его победное шествие началось во имя высоких, благородных целей, ради благополучия Родины и счастья ее граждан.
Глубоко символичным является тот факт, что среди первых зачинателей христианства в России, были пламенные проповедники Веры братья Кирилл и Мефодий. Еще за 100 лет до князя Владимира, побывав в южной России, населенной хозарами, они крестили здесь 200 человек. За всю свою святую, замечательную жизнь, они много потрудились, чтобы зажечь свет Православия у славянских народов. От них славяне получили первые священные и богослужебные книги. Они подарили славянству первую церковно-славянскую азбуку, названную Кириллицей, в честь ее творца Кирилла.
Немеркнущей датой в истории нашей Родины стоит год 988-й, год крещения Руси князем Владимиром Киевским. Как не бывает случайных явлений в жизни, так не было случайным и то, что Владимир в исторической обстановке того времени принял мудрое решение креститься самому и крестить подчиненную ему Киевскую Русь.
Язычество не способно было, по своей сущности, вести народ вперед, к благополучию Родины, к развитию его духовных и материальных сил. Оно сковывало Россию, мешало ее развитию, держало народ в темноте и невежестве.
Только Православие могло вывести страну из этого первобытного состояния на путь прогресса.
Семена христианской веры упали в России на подготовленную почву. Сама жизнь создавала условия для торжества христианского учения. Киевская Русь не была отгорожена от остального мира китайской стеной. Возникали и развивались обширные связи с Византией, связи торговые, военные, политические. Наши предки познавали, что собой представляет Православие, видели его огромное моральное превосходство и красоту.
Встретившись лицом к лицу с православной верой, язычество отступало назад, шло к своей гибели. Князь Владимир, а за ним Ярослав окончательно столкнули его в могилу. На том месте, где стоял Перун, по воле Владимира, возник храм Господний, в котором великий князь произнес пламенную молитву: «Господи, Боже! Призри с небес и виждь новые люди си, имже обратил еси сердце в разум познати Тебе, Бога истинного».
Величайшая историческая заслуга Владимира и Ярослава состоит в том, что христианство, так любовно воспринятое ими, они сделали достоянием всего народа.
Князь Владимир, а за ним и Ярослав хотели видеть свой народ грамотным, культурным, счастливым, понимая, что только Православие открывает для этого все возможности. Известно, что Владимир набрал детей «нарочитой чади» и роздал их в учение, к греческим учителям, специально завезенным из Византии в Киев.
Также поступил и Ярослав. Будучи в Великом Новгороде, он отобрал 300 детей для учения по книгам. Ярослав создавал на Руси рукописные книги. По свидетельству летописца, Ярослав собрал: «писцы многы и перекладаше от Грек на словеньское письмо, и списаша книги многи... многы написав положи в святей Софьи — церкви юже созда сам».
Молодая Православная Церковь с первых же дней своего существования приняла активное участие в создании на Руси письменности. В ее делах с особой силой зазвучали мысли Святого апостола Иоанна Богослова: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин. 1,4). Именно в церквах и монастырях России началась большая работа по переписыванию от руки священных и богослужебных книг, завезенных из Византии и от западных славян.
Это занятие считалось почетным и как богоугодное дело всячески поощрялось. Ему посвящали свое время многие трудолюбивые монахи, лучшие подвижники и пастыри. Переписыванием книг занимался святой Сергий Радонежский и многие другие. Евангелие, Апостол и Псалтирь явились теми первыми книгами, которые несли русскому народу семена истины и благочестия.
Любовью и вниманием была окружена книга в древней Руси. Некоторые из этих книг, созданные огромным, кропотливым, многолетним трудом являются величайшей реликвией русского народа.
Среди них сохранились до наших дней «Остромирово Евангелие» новгородского дьякона Григория, сделанное с большой любовью и тщательностью. Его появление относится к 1056–1057 гг. Не менее значительными являются «Изборники Святослава», созданные для черниговского князя Святослава Ярославича (первый изборник в 1073 г., второй в 1076 г.). «Изборники» содержали перевод с греческого разнообразных статей и отрывков из высказываний отцов Церкви и другие материалы религиозно-нравоучительного содержания.
Но одними переводами и списыванием книг дело не ограничивалось. С именем нашей Святой Церкви связано возникновение первых летописей. Их авторы внесли неоценимый вклад в историю Российского государства. В XI веке было составлено «Сказание об обретении мощей преподобного Феодосия Печерского и чего ради прозвася Печерский монастырь».
Оно вышло из стен старейшего русского Печерского монастыря, основателем которого был Феодосий.
Здесь, в этом монастыре, много писал инок и дьякон преподобный Нестор. Он создал житие Феодосия Печерского и жития св. князей Бориса и Глеба. Выдающимся литературным памятником древности является «Повесть временных лет», появившаяся в начале XII века, в Киеве. Эта была повесть, рассказывающая о том, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первое княжити и откуда Русская земля стала есть». В книге были собраны обширнейшие сведения, начиная с доисторических времен и кончая 1110 годом. Ее мог создать только человек с большим кругозором и начитанностью. Хотя автор «Повести временных лет» точно и не установлен, но известно, что в нее вошли труды преподобного Нестора. Ее мог написать также игумен Киевского Михайловского монастыря Сильвестр, об участии которого упоминается в самой повести. Позже эта замечательная рукопись, неоднократно переписывалась другими и до нас дошли только позднейшие издания.
Несколько сказаний было написано в древности о Просветителе Руси князе Владимире. Автором одного из них является Иаков-мних: «Память и похвала князю русскому Владимиру, како крестися Владимир и дети своя крестя и всю землю русскую»...
Трудно перечислить все те сказания и летописи, которые вышли из церковных и монастырских стен. Многие из них погибли, не дошли до нас, но скромный, жертвенный труд их авторов, всегда будут ярчайшим свидетельством славной просветительной миссии Русского Православия. Через несколько столетий Пушкин в «Борисе Годунове» прекрасно передал творческую силу летописцев древности, их внутреннюю сосредоточенность и глубину мысли.
Торжественно и величественно звучат слова летописца-монаха Пимена: «Еще одно последнее сказание и летопись окончена моя. Закончен труд, завещанный от Бога».
Мысли Пимена о том, что когда-нибудь монах трудолюбивый найдет его скромный труд, завершаются пожеланием: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». В этих словах выражены идеи, которыми руководствовались наши летописцы далекого прошлого, страстно желавшие запечатлеть для истории, все этапы развития любимой Родины.
С гордостью мы можем сказать, что церкви и монастыри, с первых дней своего возникновения, явились рассадниками просвещения для русского народа. И в ряду первых просветителей, как подлинная академия духовной, религиозной мысли, стоит Киево-Печерская Лавра. Свет святости, зажженный Иларионом в уединенной пещере на берегу Днепра, привел к созданию монастыря, вписавшего славные страницы в историю духовной жизни народа. Другие вновь возникающие обители шли по стопам Печерского монастыря. В Белозерском монастыре большую религиозно-творческую просветительную работу проводил основатель монастыря преподобный Кирилл. Он сам написал 17 рукописей, среди которых были не только сочинения духовного характера, но и выписки из физики Галена о происхождении грома и молнии, о землетрясениях, о четырех стихиях, о падающих звездах и др. Эти записи говорят о любви к просвещению со стороны одного из выдающихся подвижников нашей Православной Церкви.
Святое дело создания церквей и монастырей открыло целую эпоху русского народного зодчества и искусства. Города украсились замечательными храмами. Возникали чудесные по своей архитектуре монастыри. Как произведения искусства они служили источником религиозного вдохновения уже одной своей внешностью. Сохранились высказывания Митрополита Илариона о первом на Киевской Руси храме св. Софии, созданном Ярославом: «Церковь дивна и славна всем округным странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земленем от востока до запада». Но страна получила десятки и сотни прекрасных храмов и монастырей, в создании которых проявил себя творческий гений русского народа. До сих пор многие древние храмы поражают нас своей красотой и совершенством своих форм.
Воля Всевышнего, приобщившая наш народ к Православию, открыла ему сокровища духовной жизни, направила на путь прогресса и культуры. С именем Святой Церкви связано развитие народного искусства и творчества, начало письменности, появление первых книг и первых летописей. Под покровом Церкви возникло и книгопечатание на Руси.
Путь был один и тот же. Крупнейшее культурное достижение явилось результатом самоотверженных усилий дьякона церкви Николы Гастунского в Кремле — Ивана Федорова. Вместе со своим товарищем Петром Тимофеевичем Мстиславцем, они с мыслью о Боге приступили к созданию печатных книг. Шел 1563 год. И первым их творением был Апостол. Книга открывалась словами: «Изволением Отца и споспешением Сына и совершением Святого Духа»...
К несчастью случилось так, что нашлись недоброжелатели, которые с озлоблением встретили новшество Ивана Федорова. Не видя возможности преодолеть эту черную косность, Федоров покинул Москву. Но и находясь в Литве, затем на Волынской земле и во Львове наш первопечатник оставался таким же русским и православным как и прежде. Горячий ревнитель христианской веры, он продолжал заниматься типографским делом, напечатав полную Библию и другие священные книги.
Умер Иван Федоров во Львове, на древней славянской земле, но начатое им дело не заглохло. Оно принесло обильный урожай. Наш народ всегда с благодарностью будет вспоминать имя первопечатника Ивана Федорова — служителя Церкви.
Одной из первых была организована большая типография при Киево-Печерской Лавре, где печаталось много книг церковного и духовного содержания. В Москве работал Печатный двор, отстроенный по повелению Ивана Грозного. Печатание книг считалось настолько почетным делом, что при начале набора каждой книги служился молебен. Евангелии, Апостолы, Часословы, Служебники несли в мир возвышенные и дорогие сердцу русского человека идеи Православия.
Но самым драгоценным вкладом Церкви в духовную жизнь народа, было воспитание нравственных качеств людей, укрепление моральных устоев жизни. Ликвидация языческой веры и пережитков язычества в сознании людей, приобщение народа к православному мировоззрению, требовали постоянной заботы о нравственном облике человека. Церковь и ее служители делали все, что было в их силах, чтобы воспитать высокие нравственные достоинства, дать людям правильное представление о подлинном благочестии.
Преподобный Феодосий Печерский, обращаясь с поучением к народу, обличал такие пороки, как пьянство, взимание процентов, ложь, клевету, брань и др. Гневом дышат его слова о пьянстве: «Бесы радуются пьянству христиан, дьявол видит в пьянстве все дела своего хотенья». Строгие требования предъявлял Феодосий к монашеству. В своих поучениях к инокам он доказывал необходимость скромной, воздержанной жизни. Монахи должны трудиться, чтобы кормиться плодами рук своих и оказывать помощь бедным и сиротам.
Заветы Сына Божия и святых Апостолов давали ту идейную основу, которая помогала облагораживать душу человека. Прекрасные мысли нравственного характера развивал преподобный Нил Сорский. Ему принадлежит фраза: «Не делаяй, да не яст». Главным для человека он считал труд физический, посредством которого приобретается необходимое, но не лишнее. Подчеркивая огромное значение молитвы, он говорил, что «умная молитва выше телесной. Телесное делание — лист, внутренне «умное» — плод. Кто молится устами только, об уме не брежет, тот молится воздуху, ибо Бог внимает уму. Пять слов умом произнесенных, выше тьмы слов, произнесенных устами».
Серапион, епископ Владимирский, живший в XIII веке, человек большой духовной силы и святости, выступал против суеверия. В народе ходили слухи, что неурожай и последовавший за ним голод дело рук волхвов и чародеев. Подозреваемых в колдовстве бросали в воду для «испытания», причем, если человек начинал тонуть, его считали невиновным, а если всплывал и не хотел идти ко дну, того сжигали на костре живьем. Серапион выступил против этого темного суеверия и жестокости. Он стремился доказать, что правила божественного закона не позволяют осудить на смерть человека, без свидетельства многих свидетелей и тем более недопустимо брать в свидетели бездушное вещество, т. е. воду. Если кто и не причастился убийству невинного человека, но был в сонме убийц их единомышленником — сам есть убийца. «Если вы верите в силу волхвов, — говорил Серапион, — так зачем их убиваете. Молитесь им и чтите их дарами, чтобы они дали земле плодородие».
В другом поучении Серапион гневно обличает тяжкие пороки людей: «...мы считаем себя верными, крещены во имя Божие, слышим Его заповеди, а всегда неправды исполнены, братию свою ограбляем, убиваем, продаем, обижаем. Придите со мною на покаяние, да умолим Бога и будут помилованы: если не оставите безумия и неправды, то увидите горшее напоследок».
Духовный ученик Нила Сорского князь Вассиан, постригшийся в монахи, воспринял от своего учителя все лучшие его мысли и наставления.
Вассиан сочувственно относился к бедноте, не одобрял роскошную и изнеженную жизнь богатых людей. Он считал, что царь должен иметь советников в лице бояр и прочих мирян и управлять народом милосердно: «царем и великим князем достоит дела делати милосердно, со всеми князи и с бояры». Вассиан был также противником объединения духовной и светской власти в одно целое. Церковь, по его мысли, в вопросах церковных должна быть полностью самостоятельной, заботиться, главным образом о правде, защищая ее, не боясь властей: «ниже устрашиться за паствы своя».
Стремление активно воздействовать на повышение нравственных качеств людей, нашло свое выражение в трудах священника Сильвестра, которого считают автором и составителем «Домостроя». Несмотря на консерватизм многих взглядов того времени, высказанных в этой книге, она была интересна попыткой обобщить правила нравственного поведения, накопленные. за длительный период. Книга давала обширные указания об истинно благочестивой жизни, об обязанностях человека по отношению к семье, детям, к домашним делам.
Само общение русских людей с христианской верой было связано с ростом нравственности. Именно под влиянием религиозного мировоззрения Владимир Мономах написал свое знаменитое поучение детям, адресованное не только к своим детям, но и «иных людей, кто прочтет» и примет в сердце его «грамотицю». В нем он горячо призывает идти дорогой благочестия: «страх имейте Божий в сердьци своем и милостыню творя неоскудну». «Бог велик и милостив, и согрешенья наша выше главы нашея терпит».
Владимир дает подробные наставления, как жить и управлять людьми: «Не имейте гордости в сердце и уме, не ленитесь и во все входите сами, не полагайтесь ни тивуна, на отрока, на воеводу...» «Леность всему дурному причина. Да не застанет вас солнце в постели» — учил он. Владимир Мономах предостерегал князей от междоусобицы, велел быть милосердным, осуждал смертную казнь: «Ни права, ни крива не убивайте, не повелевайте убити его». Много других замечательных мыслей высказал князь в этом своем послании детям.
Православие, борясь с язычеством, с его пережитками, формировало сознание людей под знаком скромной, трудолюбивой, благочестивой жизни. Нравственные начала с особой силой звучали в проповедях раздававшихся в храмах и монастырях. В условиях, когда не было печати, церковная трибуна часто была единственным местом, откуда люди могли почерпнуть все полезное, узнать истину. Наша древняя Русь богата замечательными проповедниками, которые сыграли крупную, общественную роль.
Дух благочестия, высокой нравственности и преданности православной вере не покидал Церковь в самые трудные годы тяжелых испытаний. В период татарского нашествия Церковь была моральной опорой русских людей, поддерживала в них чувство национальной гордости. Разве не знаменательно, что татары нанеся огромный урон России, ее государственному устройству, просвещению, экономике, не уничтожили Православие, видимо хорошо сознавая бесполезность этой затеи. Наоборот, татары относились к Церкви даже с некоторым уважением.
Вера порабощенного народа не угасла. Она поддерживала людей, вселяла в них уверенность в грядущем освобождении от татарского ига. Во все времена Православная Церковь выдвигала из своей среды выдающихся проповедников и ревнителей просвещения. В XVII веке яркой звездой блеснула жизнь Симеона Полоцкого. Имея широкое богословское образование, Симеон постригся в монахи и стал работать на ниве церковного просвещения, как преподаватель монастырской школы. Затем, мы видим его в Москве, при дворе царя Алексея Михайловича в качестве учителя его детей. Одновременно он занимается проповеднической деятельностью. В своих проповедях Симеон Полоцкий выступает против невежества и суеверия, обличает пороки и недостатки людей. Он неоднократно указывал на пользу и необходимость образования. Из его проповедей осталось два сборника «Обед душевный» и «Вечеря душевная». Но этими проповедями не ограничивается просветительная миссия Симеона. Его можно назвать отцом русского литературного стихотворчества. Он писал и торжественные стихотворения, посвященные праздникам и событиям при дворе, и обличительные, в которых разоблачал отрицательные стороны современного общества. Им написаны две драмы в стихах: «О трех отроках» и «О блудном сыне» — нравоучительного характера,
Объясняя цель, которую он преследовал драмой «О блудном сыне», Симеон Полоцкий писал:
Юным се образ старейших слушать
На младый разум свой не уповати.
Симеон явился инициатором организации в Москве первой высшей духовной школы, по примеру Киевской Академии. Он написал проект устава Московской Академии, которая была создана после его смерти под именем славяно-греко-латинской академии, при Заиконоспасском монастыре.
Усилия Церкви и ее служителей укрепить нравственные начала в народе, развить национальное самосознание и патриотические чувства людей, не были оторваны и от прямых кровных интересов общественной, государственной жизни. Православие возникло у нас, росло и развивалось как активный участник собирания государства Российского. В делах Церкви отражались великие общественные силы, двигавшие Россию вперед. Монастыри и Церкви становились средоточием жизни, притягательной силой, источником патриотизма и. духовной силы народа и его правителей. Православная Церковь учила князей государственной мудрости, звала к прекращению междоусобицы, к единению для блага родной земли.
Преподобный Кирилл, основатель Кирилло-Белозерского монастыря, поучал сына Дмитрия Донского, великого князя Василия Дмитриевича, указывая ему, что распри между князьями тяжело отзываются на народе: «Крестьяном кровопролитие велико чинится». Кирилл убеждал князя примириться с князьями суздальскими, внять голосу разума. В послании к другому князю Андрею Дмитриевичу Можайскому старец и друг простого народа дает наставления, как надо княжить и относиться к людям, как важно во все деда входить самому и заботиться о благе народа. Он советует князю уничтожить корчмы: «занеже, господине, то велика пагуба душам: крестьяне ся, господине, пропивают, а души гибнут».
История сохранила факты коллективных обращений со стороны духовенства к князьям. Так, например, соборное послание, адресованное князю Дмитрию Шемяке, известному своим злым характером и несправедливостью, резко осуждало князя за отказ помочь великому князю Василию Васильевичу в борьбе с татарами. Авторы послания призывали: «Побереги, господине, и свою душу, свое христианское крестное целование, а мы твои богомольцы просим за тебя Бога».
Когда хан Ахмет подошел к Угре, митрополит Геронтий с духовенством отправил специальное послание князю Ивану Васильевичу, медлившему вступать с татарами в битву. С посланием к князю обратился и старец Вассиан, о котором мы уже говорили. В этом замечательном, патриотическом документе, Вассиан писал: «Не слушай тех священников, которые хотят твою честь ввести в бесчестие, славу твою переложить в бесславие и «бегуну явитися и предателю христианства именоватися»... «Вспомни слова Христовы: блажен человек, иже положит душу свою за друга своя». Вассиан ссылается на храбрых предков Ивана Васильевича: Игоря, Святослава, Владимира Святого, Владимира Мономаха, Дмитрия Донского.
Православная Церковь чутко реагировала на поступки и дела князей и других высокопоставленных лиц. Очень часто, в трудную годину, раздавался голос духовных вождей Церкви, призывавших свято соблюдать целость русской земли, бороться не щадя живота, с иноземными захватчиками и поработителями. Так было во времена татарского ига и во времена смуты. Всегда будет памятен народу вдохновенный образ Патриарха Гермогена, великого патриота и человека, призывавшего к всенародному ополчению для борьбы с поляками, вторгшимися в пределы нашей земли.
Интересами Родины и ее будущего, руководствовался и Патриарх Иоаким, когда при царе Феодоре Алексеевиче, решительно выступил против намерения боярской думы разделить русское царство на наследственные наместничества. Добившись отмены этого плана, он внес ценнейший вклад в дело единения Руси.
Православная Церковь морально и духовно вооружила русский народ и представителей власти, для борьбы за счастье Родины, чтобы та могла: «расти, младеть и возвышаться». Старец Псковского Елизарова монастыря Филофей подробно развил идеи возвышения Москвы как третьего Рима. По его мысли, старый Рим, а затем и Константинополь пали потому, что изменили Православию. Осталась Москва, хранительница благочестия, к которой перешли все лучшие традиции православной Византии. Он считал, что царство Русское есть мировое царство, за которым последует вечное царство христианской веры.
Эти взгляды пользовались большой популярностью. Их разделяли многие. Они нашли свое выражение в украшении столицы прекрасными храмами и таким творением, как Кремль — замечательная святыня русской земли. Как в период собирания Киевской Руси, так и в собирании Северной Руси вокруг Москвы Церковь до конца проявила себя как последовательный борец за единсгво Родины. Поэтому и те из наших князей и царей, которые отличались государственной мудростью и духом преобразования, высоко ценили заслуги Церкви и ее пастырей. С детства питающий большое уважение к монастырям, где он бывал неоднократно, Иван Грозный окружил себя избранными советниками, в числе которых были: священник Сильвестр, пресвитер Андрей Протопопов, бывший Троицкий игумен Артемий, Рязанский епископ Кассиан и др. Долгое время близким лицом к царю был Митрополит Макарий, замечательный просветитель и ученый своего времени.
Задумав создать большой, капитальный труд Четий-Миней, в котором хотел запечатлеть все известные памятники письменности (переводные и русские, отечественные) Макарий работал над этим 12 лет. К 1552 г. этот огромный сборник, состоящий из 14 тыс. больших листов был закончен и положен им в Успенском соборе. Под руководством Макария была составлена также знаменитая Степенная книга, над которой работал архимандрит Афанасий. (В книге дается описание всех этапов древней русской истории).
Макарию же принадлежит идея постройки в Москве великого и прекрасного храма Василия Блаженного, в память покорения Казани. Макарий был одним из лучших, просвещенных людей эпохи Ивана Грозного. Сам царь в одном из своих писем к архиепискому Казанскому Гурию писал: «О Боже! сколь бы счастлива русская земля была, коли бы вси владыки таци были, яко преосвященный Макарий...»
Почти тысячу лет назад над нашей землей воссияло солнце христианской веры, чтобы никогда не померкнуть больше. Свершилась воля Божия, избравшая русский народ хранителем чистоты христианского учения, творцом своего счастья и счастья будущих поколений.
Оглядываясь назад, на путь пройденный Православием в России, можно без тени лицемерия, сказать о его великой, прогрессивной роли. Благодаря Церкви еще выше было поднято святое знамя единства нашей земли, знамя патриотизма, любви к Родине, знамя просвещения.
М. Павлов
[1] Из учебника «История СССР» проф. К. Базилевича, проф. С. Бахрушина, дроф. М. Панкратовой, доц. А. Фохт. Институт истории Академии Наук СССР. Издание третье. 1943 г.