[1] Эта цитата уже приводилась, см. выше I 1, 4, 23; II 1, 39.
[8] Пародия на Гомера.
[9] Палама прерывает на полуслове фразу Варлаама, продолжая ее в следующем параграфе.
[10] О свободе ума, 22 (PG 34, 956 А): «Духовное озарение есть не только откровение мыслей и благодатное... просвещение, но постоянная и непрерывная в душах светозарность ипостасного света».
[11] Преп. Максим Исповедник (К Фалассию 61, схолия 16: PG 90, 644 D) называет обожение «ипостасным озарением».
[12] В пятой книге «Против Евномия», приписываемой Василию Великому, благодать называется «ипостасной» (PG 29, 772 С).
[14] Снова, как выше I 3, 4, пересказывается «Таинственное богословие» Дионисия Ареопагита.
[15] См. Феодор Студит. Похвальное слово Арсению 12: PG 99, 880 ВС.
[16] Слово 45, II: PG 36, 637 В.
[19] См. I 1, 9; II 1, 34, и другие места.
[20] Дан. 13 (старцев было двое).
[22] Речь идет скорее всего о Симеоне Новом Богослове и Никифоре Исповеднике.
[25] Cм. в I 1, 23 слова Дионисия Ареопагита: «Уподобление Богу и единение с Ним, как учит божественное Писание...»
[26] Исаак Сирин. Слово 72.
[27] Т. е. слава Божия так же трансцендентна всему сущему, как и Сам Бог, которого Дионисий Ареопагит называет «не существующим» по «превосхождению» Им всяческого существования (см. Таинственное богословие 5: PG 3, 1048 A).
[30] В апокрифических Деяниях апостолов в отношении второго Лица Троицы есть выражения: «Милостивый Отец, Спаситель Христос» (Деяния Фомы А 97, Lipsius R. A., Bonnet M. Acta apostolorum apocrypha, vol. 2. Leipzig, 1903, p. 210, 1. 8) и «Я семь Отец всех сих веков» (Деяния Матфея 3, Ibid., р. 220, 1. 4). Отцом называет Христа также Мелитон Сардский (II в.) в «Беседе на Страсти Христовы», 9. Феодорит Киррский говорит о спасительном призвании Иисуса Христа, что Он — «Отец будущего века, потому что как Адам именуется отцом нынешнего века, так Он — Отцом будущего» («Толкования на книгу Исаии» 9, 6). Именование Христа Отцом встречается также в некоторых творениях, приписываемых св. Макарию Египетскому, и в аскетических и мистических творениях последующих веков, однако его нет у великих учителей Церкви. Обоснованием его в Св. Писании служит Ис. 9, 6: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий. Отец вечности» (в славянской Библии — «Отец будущего века»).
[32] О божественных именах 1 4: PG 3, 592 ВG.
[33] Эти цитаты, третья из которых не идентифицирована исследователями, уже приводились (I 3, 26, 43). Заметим вольность цитирования.
[34] Макарий Египетский. О любви 21: PG 34, 925 С.
[35] Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1165 ВС.
[36] См. «созерцания» Максима о Преображении в «Книге недоуменных вопросов» (РG 91, 1160–1168)., подобно тому как Григорий, получивший свое прозвание от богословия, назвал «созерцанием» древо познания добра и зла Слово 43, 12: PG 36, 324 С. См. также Никита Стифат. Об умопостигаемом рае 8 cл.
[37] Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1165 В–1168 С. Ниже (III 1, 13) Палама изложит мысль Максима точнее.
[38] Там же: PG 91, 1128 АВ.
[39] Там же: PG 91, 1125 D–1128 А.
[40] О божественных именах 1, 4: PG 3, 592 ВС.
[41] О церковной иерархии 7, 2: PG 3, 553 D.
[42] Там же, 2, 3: РG 3, 397 D–400 A.
[43] Богословские главы II 88: PG 90, 1168 A.
[44] Григорий Нисский. О душе и воскресении: PG 46, 104 С.
[45] Ср. Пс. 35, 10; Ин. 3, 2. Нет философского тезиса, хочет подчеркнуть Григорий Нисский, который не содержался бы в Библии.
[46] Григорий Нисский. Похвальное слово Стефану 1: PG 46, 717 В.
[47] Там же: PG 46, 716 D–717 А.
[48] О небесной иерархии 4, 2: PG 3, 180 В.
[49] О небесной иерархии 4, 4: PG 3, 181 В.
[50] Там же.
[51] О божественных именах I, 5: PG 3, 593 В.
[52] О небесной иерархии 8, 2: PG 3, 240 С.
[53] Там же: PG 3, 241 A.
[54] См. 6-ю стихиру вечерни 25 марта (старый стиль), канун собора Архангела Гавриила.
[55] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии IV 2; VIII 2.
[56] Там же IV 3.
[57] Дионисий Ареопагит. О божественных именах I 8.
[58] Ср. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 9.
[59] Григорий Нисский. О душе и воскресении: PG 46, 104 С.
[60] Климент Александрийский. Строматы V 1; Григорий Нисский. Похвальное слово Стефану 1: PG 46, 717 В; Василий Великий. Беседа на Псалом 48: PG 29, 449 С.
[61] О божественных именах I 4.
[62] Там же 1 5.
[63] Аристотелевское учение о категориях привлекается здесь для напоминания о неоднородности бытия (сущего) и о непостижимой исключительности божественного присутствия.
[64] О божественных именах I 5 и др.
[65] Ср. выше I 3, 7; II 3, 6.
[66] Иоанн Синаит. Лествица 28: PG 88, 1132 D. Как почти везде у Паламы, цитирование условно и переходит в истолкование.
[67] О божественных именах III 1.
[68] Лествица 28.
[69] Здесь, как и нередко в других местах, вместо «энергии» мы переводим «действие».
[70] Максим Исповедник. Главы богословские и икономические I 54: PG 90, 1104 А; Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1200 В.
[71] Книга недоуменных вопросов: PG 91 1241 AC.
[72] Дионисий Ареопагит. Послания 2: PG 3, 1068 А и др.
[73] Ср. Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии I 1 и V (Бог «сверхпознаваем»; Он «не есть ничто из не-сущего» и др.). Однако формула «не-сущее по превосхождению... не есть сущность Бога» принадлежит Паламе, подчеркивающему невозможность каким бы то ни было образом высказаться о божественной сущности.
[74] Беседы богословские 28, 19: PG 36, 52 В.
[75] Имеются в виду приведенные авторитеты: Первое послание Петра (II 3, 29), постоянно цитируемый Дионисий Ареопагит и Исаак Сирин (II 3, 15).
[77] Иоанн Мейендорф берет фразу «чистота сердечная увидит тогда все» в кавычки. У Максима Исповедника: «Природные вещи, как они есть, либо видит чистый ум, либо явственно представляет духовный смысл... Более кроткий окажется в будущем веке выше менее кроткого... Если в будущем веке изображение вещей совершается чувственным словом, то, конечно, мудрецы века сего стяжают Царство небесное; но если видит чистота ума и ее соответственно обозначает слово, то далеко окажутся мудрецы от познания Бога... Надлежит со всем тщанием хранить сердце» (Главы практические 1–25. В кн.: Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. Киев, 1917, с. 56–59). Как мы уже замечали, цитирования в современном строгом смысле у Паламы практически нет. Даже места из Евангелия могут приводиться с сокращениями и небольшими изменениями.
[78] О душе и воскресении: PG 44, 104 С.
[79] Главы богословские и икономические II 88: PG 90, 1168 А (Творения..., с. 253).
[81] О божественных именах VII 1: PG 3, 865 С.
[82] Послания 5: PG 3, 1073 A.
[83] О таинственном богословии I 3: PG 3, 1000 С.
[84] О божественных именах I 4: PG 3, 592 С.
[85] Третья часть первой триады.
[86] Послания 5: PG 3, 1073 A.
[87] Григорий Нисский. О жизни Моисея 2, 10: PG 44, 329 В.
[88] Ср. там же: PG 44, 332 ВС.
[89] Слова византийской литургии (ср. глас четвертый утрени недели, первый ирмос канона).
[91] О таинственном богословии I 3: PG 3, 1000 С.
[92] Там же: 1000 С–1001 А.
[93] Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии I 3: PG 1000 C–1001 A.
[94] Григорий Нисский. О жизни Моисея 2, 169: PG 44, 380 A.
[95] Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии V 2: PG 3, 501 С.
[96] Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии I 1: PG 3, 997 AB.
[97] Ср. Платон. Тимей 27 d; 28 а: возникшее, в отличие от вечной сущности, находится в постоянном становлении, никогда не есть.
[98] О жизни Моисея 1,58: PG 44, 321 A.
[99] Григорий Нисский. О жизни Моисея 2, 162–163: PG 44, 376 D–377 A.
[100] Дионисий Ареопагит. О божественных именах I 4: PG 3, 592 С.
[101] О божественных именах I 8: PG 3, 597 A.
[102] Василий Великий. Толкование на Исаию, вступление: PG 30, 124 С.
[103] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XIII 3: PG 3, 300 С.
[104] Там же VIII 1: PG 3, 237 С.
[105] О небесной иерархии IV 2: PG 3, 180 A.
[106] Максим Исповедник. Главы богословские и икономические II 82: PG 90, 1164 А.
[108] Афанасий Александрийский. Житие святого Антония 10: PG 26, 860 АВ.
[109] Григорий Нисский. О человеческом блаженстве 6: PG 44, 1269 В.
[110] О божественных именах VII 3: PG 3, 869 CD.
[111] Максим Исповедник. Главы богословские и икономические II 26: PG 90, 1136 CD.
[113] Εγκυκλιος παιδεια, «энциклопедическое образование» означало в Византии собрание наук, преподаваемых высшей школой.
[114] Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии I 3: PG 3, 376 A.
[116] О церковной иерархии II 1: PG 3, 392 А.
[117] Ср. II 1, 34, 37; II 3, 17.
[119] Друг, о котором идет речь, — сам Палама. Данный отрывок взят из его первого письма к Акиндину.
[120] О личной встрече Варлаама с Паламой см. II 3, 13.
[121] Краткая гомилия, предположительно принадлежащая св. Иоанну Златоусту (PG 59, 701–702).