Вы находитесь на зеркале основного сайта.
Через 5 секунд Вы будете перенаправлены на главный адрес:
http://www.orthlib.ru.
23 |
Другие тексты |
Отечник
ПАДЕНИЕ
См. также: Блуд. № 48; Гордость. № 189; Молитва за умерших. № 477; Непослушание. № 649; Подвижник. № 757; Покаяние. №№ 767, 770, 771, 772, 773, 774; Превозношение. № 886; Прозорливость. № 920; Самопожертвование. № 976; Старец неискусный. № 1101.
694. Если человек всю жизнь падает, то всю жизнь должен вставать
695. Молодой монах, творивший чудеса, пал и через пять дней скончался
696. Преподобный Иаков исцелил бесноватую девицу, но затем пал с ней и убил ее; придя в себя, он принес покаяние в одной обители и со временем был прощен Господом
697. Странствующий монах видел в пещере множество злых духов, все они держали ответ перед своим князем; злейший дух доложил о низложении монаха в грех блуда; от этого известия все демонское сборище пришло в ликование
698. Подвижник, обольщенный диаволом, вышел из монастыря и пал; придя в себя, он затворился в келлии и начал подвиг покаяния; светильник, чудесно зажегшийся на Пасху, засвидетельствовал, что Бог простил его
699. Согрешивший брат победил отчаяние и, надеясь на милость Божию, принес покаяние — и спасся
700. Брат, впавший в блуд, в самом падении одержал победу над диаволом тем, что отринул помыслы отчаяния и вернулся в келлию
701. Авва Антоний Великий повелел принять обратно в обитель падшего инока
702. От прикосновения монахини блудная брань возгорелась в епископе, и он пал с нею; оставив кафедру, епископ ушел в монастырь, где окончил свою жизнь в покаянии
ПАМЯТОЗЛОБИЕ
См. также: Князь тьмы (диавол). № 322.
ПАМЯТЬ
703. О необходимости сберегать свою память от вредных понятий
ПАСТЫРЬ
См. также: Пресвитер. №№ 897, 902.
ПАТРИОТИЗМ
704. Бесстрашие преподобного Иринарха при нашествии поляков
ПЕНИЕ ЦЕРКОВНОЕ
705. О том, как нужно стоять и петь в храме
ПЕЧАЛЬ СПАСИТЕЛЬНАЯ
См. также: Покаяние. № 770.
ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ
См. также: Беседа душеспасительная. № 14; Разбойник. № 935; Слово Вожие. №№ 1018, 1023; Смиренномудрие. № 1059.
706. Читая Священное Писание, нужно заботиться не о витиеватости слова, но в чистоте ума искать безыскусственную простоту слова
707. Чтобы понимать Священное Писание, недостаточно читать толкования, но главное — нужно очищать сердце от пороков
708. Проведя 70 недель в посте, старец не получил откровения от Бога о непонятном для него тексте Священного Писания; когда же он, смирившись, пошел к брату за советом, явился Ангел и изъяснил ему непонятный текст
709. Чтец, искажавший слово Божие, был ввергнут в муку
ПИЩА
См. также: Праведник. № 856; Рассудительность. № 944.
710. Старцы вкушали мясо за обедом архиепископа лишь до тех пор, пока им не сказали, что они едят мясо
711. Простая монашеская пища, приготовленная с молитвой, понравилась царю более, чем все изысканные царские кушанья
712. Если подвижник в болезни будет принимать приятную пищу и услаждаться ею, то он уменьшит свою награду
713. Чудесное видение старца во время обеда, из которого он узнал, что одна и та же пища, в зависимости от душевного расположения вкушавших, превращалась в мед, хлеб или сено
ПЛАЧ
См. также: Монах. № 523; Подвиг. № 728; Покаяние. №№ 764, 766, 769, 782.
714. Авва Арсений всю жизнь, сидя за рукоделием, проливал слезы
715. Авва Диоскор, оплакивая свои грехи, считал, что в этом деле нужна помощь многих
716. Авва Исидор считал, что для оплакивания его грехов недостаточно и многих помощников
717. Авва Пимен был восхищен к кресту Спасителя и сказал, что ему всегда хотелось бы плакать так, как плакала Божия Матерь
718. Авва Ивиссарион постоянно плакал о потерянном великом богатстве
719. Авва Лонгин считал, что монаху необходимо плакать при совершении молитвенного правила
720. Авва Макарий Великий призвал отцов Нитрийской горы к плачу, и все заплакали, пав ниц, и просили его молитв
721. Увидев жену, плакавшую на могиле о муже, сыне и брате, авва Пимен сказал, что, если человек не умертвит всех плотских пожеланий и не стяжет такого плача, он не будет монахом
722. Два инока получили дар слез: один за то, что на правиле стоял, как обвиненный перед Судьей, второй — за смирение
723. Помышлением о смерти авва Феодор
умножал свой плач
724. Один старец скончался, но через несколько часов пришел в себя; он поведал, что слышал жалобный голос: "Горе мне!"
ПОДАЯНИЯ
См. также: Вера. № 115; Милостыня. №№ 443, 459.
ПОДВИГ
См. также: Беспечность. № 21; Блаженство вечное. № 42; Блудная брань. №№ 56, 60, 61, 65, 68, 69; Болезни. № 110; Гнев. № 183; Демонские брани. № 213; Любовь к ближним. №№ 391, 392; Милостыня. № 443; Молитва. № 498; Награда. №№ 578, 580; Пища. № 712; Покаяние. № 784; Помыслы. № 821; Постоянство. № 849; Пресвитер. № 902; Самоосуждение. № 963; Самоукорение. № 983; Слепота телесная. № 1017; Смерть. № 1027; Смирение. №№ 1034, 1055; Старец. № 1087; Страх Божий. № 1110; Труд. № 1157; Чистота. № 1220.
725. Авва Арсений начинал молиться, когда солнце светило в спину, и заканчивал, когда солнце начинало светить ему в лицо
726. О 70–летнем подвиге преподобного Илии в пустыне и его наставление о страхе Божием
727. Подвиг двух братьев, подвизающихся в пустыне вблизи аввы Макария
728. Святой Афанасий, проходя послушавие трапезария, вел очень строгую подвижническую жизнь; приготовляя пищу для других и взирая на вещественный огонь, он вспоминал огонь геенны
729. Авва Христофор, проведя десять
лет во многих подвигах, сподобился увидеть в пещере святого Феодосия свечи отцов; одни из них горели, другие — нет. Ангелы сказали ему, что, если он будет молиться, они зажгут его свечу; это побудило его усилить подвиг
730. Авва Арсений Великий объяснил охотнику (на примере натянутого лука) необходимость по временам послабления в подвиге
731. Некий монах, прежде бывший пастухом, увидел, что болящий авва Арсений лежит на подушке, и соблазнился; но когда узнал, какую великую роскошь оставил авва в миру, и сравнил со своей прежней и настоящей жизнью, то понял превосходство Арсения
732. Кто не подвизается, тот не получает от Бога награды
733. Идущему к Богу предстоит много трудов, но за ними следует неизглаголанная радость
ПОДВИГ ТАЙНЫЙ
См. также: Воздержание. №№ 152, 153; Милосердие. № 434; Пресвитер. № 902; Трудолюбие. № 1158; Тщеславие. № 1160; Целомудрие. № 1197.
734. Авва Иоанн Колов, находясь в храме, вздохнул; заметив же, что брат стоит сзади, он попросил у него прощения
735. Вздохнув при брате, авва Тифой сказал ему: "Прости меня, я еще не монах"
736. После обеда братия отдыхали, авва же Пимен бодрствовал; когда же он увидел, что авва Даниил идет к нему, то сразу же лег, — так он скрывал свой подвиг
737. Брат, не вкушавший хлеба, получил от старца наставление не обнаруживать своего подвига, либо безвыходно пребывать в келлии
738. Инок был осужден старцами за то, что во время праздничной трапезы объявил, что он не ест вареного
739. Пресвитер Евлогий с учениками посетил в пустыне авву Иосифа. Пробыв у него три дня, они не видали, чтобы пустынники совершали какие-либо подвиги; когда же они, заблудившись, пришли к авве Иосифу ночью, то застали его за бдением
740. Посетив женскую обитель, авва Даниил раскрыл подвиг монахини, притворявшейся постоянно пьяной
ПОДВИГ ВЫШЕ СИЛ
741. Ангел воспретил авве Сисою начинать подвиг выше сил
ПОДВИГ ИСТИННЫЙ И ЛОЖНЫЙ
742. Мирянин, совершивший в миру многие добродетели, по принятии монашества не видел в себе прежних добродетелей и пришел в уныние; авва Феодор объяснил ему, что все его прежние добродетели были основаны на гордости, а теперь одной смиренной мысли, что он не имеет ни одного доброго дела, достаточно для его спасения
ПОДВИГ ЛОЖНЫЙ
См. также: Гордость. №№ 189, 190, Наказание грешника. № 598; Прелесть. №№ 889, 895, 896; Тщеславие. № 1160.
743. Некий старец видел четырех человек: эфиоплянина, рубящего дрова; человека, черпающего воду; двух всадников — все они не имели успеха в своих трудах, так как трудились неправильно
ПОДВИГ МИРЯНИНА
См. также: Смирение. № 1048.
744. Пастух Евхарист сохранял девство, трудился, творил милостыню и по жизни своей был выше двух старцев
745. Две женщины, жившие мирно в одном доме в течение 15–ти лет, превзошли в совершенстве преподобного Макария
746. Мирянин, посетивший авву Николая, поведал, по его просьбе, что он хранит себя в девстве и никогда не вкушает пищи до захода солнца, а работает у жадного господина, который не платит ему
747. О добродетельной жизни сановника Севериана и его жены
ПОДВИГ МИРЯНИНА И МОНАХА
См. также: Помыслы. № 821; Праведник. №№ 865,866, 867.
ПОДВИГ МОЛИТВЕННЫЙ
См. также: Нерадение. № 657.
748. На каменной плите от поклонов старца образовались углубления
749. Два старца встали на молитву перед едой; один из них прочитал всю Псалтирь, другой — двух великих пророков, а о пище забыли
ПОДВИГ МОНАХИНЬ
См. также: Отречение от монашества. № 692.
ПОДВИГ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ
750. Ученик, нарушив заповедь старца, принялся за самовольный подвиг; в ту же ночь он был устрашен явившимся эфиопом
ПОДВИГ СЛУЖЕНИЯ БЛИЖНИМ
См. также: Доброделание. № 245.
ПОДВИГ СМИРЕНИЯ
791. Подвиг смирения выше любого внешнего делания
ПОДВИЖНИК
См. также: Беснование. № 19; Бесстрастие. № 27; Бесстрашие. № 29; Демонские козни. №№ 223, 224; Христос. № 1184.
752. Превосходство истинного отшельника перед собратом — начальником киновии
753. О равноангельской жизни отшельника Фалалея, бывшего матроса, и его учителя аввы Георгия
754. Отшельник Сергий дал хлеб льву и повелел ему уйти с дороги
755. Нагие отшельники вошли, в храм и причастились, никто не сподобился их видеть, и только авва Стефан вступил с ними в беседу
756. Чудесное причащение синайского аввы Георгия в Иерусалиме в День святой Пасхи
757. Монах из киновии самовольно оставил монастырь и стал жить отдельно; сблизившись с девицей, он пал с ней. Осознав свой грех, он ушел в далекую пустыню; здесь он очень болел. Ангел, явившись ему, вынул его печень и исцелил его. В здравии и полном одиночестве отшельник проводил свою жизнь
758. Борьба подвижника с диаволом на смертном одре и его мирная кончина
ПОДВИЖНИЦА
См. также: Девство. № 207.
759. Два старца, заблудившись в пустыне, нашли пещеру, в которой только что скончался подвижник; предавая его земле, они увидели, что это была женщина
760. Девица, дочь патриция, удалилась в пустыню и прожила там до кончины. Монах, погребавший ее, получил исцеление глаза
ПОДОЗРЕНИЕ
См. также: Осуждение духовника. № 689.
761. Процветший жезл на могиле старца засвидетельствовал его чистоту по отношению к девице, послужившей ему в болезни
ПОЖАР
См. также: Богородица. № 89.
ПОКАЯНИЕ
См. также: Беспечность. № 20; Воровство. № 173; Грех. №№ 194, 195, 196; Грех смертный. № 202; Исповедь публичная. №№ 286, 287; Исповедь чистосердечная. № 288; Клевета. № 310; Кончина праведника. № 336; Любовь к падшему. № 419; Милосердие. № 436; Милосердие Божие. № 439; Молитва общая. № 483; Мытарства. № 576; Нерадение. № 656; Падение. №№ 694, 696, 698, 702; Подвижник. № 757; Прозорливость. № 920; Сквернословие. № 1007; Слово Божие. № 1021; Супруги. № 1123; Чародейство. № 1213.
762. Авва Пимен сказал брату, впавшему в грех и хотевшему приносить покаяние в течение продолжительного времени (трех лет, или одного года, или сорока дней), что Бог примет и в три дня покаяние, если оно будет искренним
763. Как воин щадит свой старый плащ, так и Господь щадит Свое творение и принимает раскаяние
764. Умирая, авва Сисой просил у пришедших за ним, чтобы дали ему время на покаяние
765. Ради молитвы аввы Патермуфия Господь даровал иноку три года на покаяние
766. Инок, приносивший в течение года всесовершенное покаяние, готовый претерпеть на земле муки ради ослабления мук будущих, был помилован Христом и отошел к Богу с миром
767. Свидетельством прощения согрешившего диакона явилось то, что только после его молитвы пошел дождь
768. Авва Павел Препростой видел, что с каждым монахом, входившим в храм, шел Ангел; один же монах был влеком демонами; по окончании богослужения этот инок уже шел убеленный с Ангелами. По просьбе аввы Павла монах поведал о себе, что он долгое время жил в плотском грехе, но ныне в храме дал обещание оставить грех и начать новую жизнь
769. Слезами два брата-подвижника омыли свои грехи
770. Два монаха, оставив пустыню, женились; со временем раскаявшись, они вернулись к отцам и год приносили в затворе покаяние; один из них предавался печали, другой — благодарению; покаяние их было равно принято Богом
771. Боримый страстью ученик ушел в Египет и женился. Живя в крайнем уничижении, он, по зову старца, вернулся в Скит и сделался добрым монахом
772. Инокиня, выйдя из обители, согрешила и несколько лет пребывала в грехах; придя в себя, она раскаялась и решила вернуться в обитель; у ворот монастыря она внезапно скончалась. Епископу в видении было открыто, что Бог помиловал ее
773. Девица-подвижница, обольщенная певцом, родила ребенка; раскаявшись в своем падении, она в течение 80–ти лет служила больным и подвигом покаяния угодила Богу более, чем девством
774. Женщина, совершившая грех, тайно удалилась из города, затворилась в одном монастыре и через двадцать лет в мире отошла ко Господу
775. Юноша, обокравший умершую девицу, был схвачен ею, и только после того, как он дал ей обещание стать монахом, девица отпустила его; придя к авве Иоанну, он принес покаяние, принял монашество и затворился в пещере, где и почил, получив извещение о прощении
776. Платок, омоченный слезами покаяния, перетянул на весах милосердия Божия все злодейства разбойника; и он был помилован
777. Грешник, покаявшийся перед смертью, был помилован, несмотря на настойчивые притязания бесов на мытарствах
778. Притча о блуднице, ставшей женой князя и отвергшей вызов своих прежних знакомых
779. Блудница, оставив все, последовала за аввой Иоанном Кодовым в пустыню; по дороге она умерла, но за отвержение всех попечений и искренность покаяния была помилована Богом
780. Блудница, оставив все, по призыву своего брата-монаха направилась за ним в пустыню; по дороге она умерла, но была помилована Богом
781. Авва Серапион силой своей молитвы обратил блудницу на путь покаяния, отвел ее в женский монастырь, где она благоугодила Богу подвигом добродетельного затвора
782. Блудница, встав на путь покаяния, предала огню все свое состояние и в течение 15–ти лет пребывала в затворе
783. Блудница не была допущена в храм; в подтверждение своего намерения больше не грешить она принесла в храм свое имущество, которое епископ сразу же предал огню; пораженная этим, блудница принесла покаяние и стала избранным сосудом
784. Подвижник, достигший высот в духовной жизни, питавшийся небесным хлебом, возгордился и был близок к падению; наставляя других в добродетельной жизни, он понял свое падение и всю свою оставшуюся жизнь проводил в покаянии, которое было принято Богом. Однако небесный хлеб больше не посылался ему
785. Вразумленная в сонном видении женщина принесла покаяние в неверии и скончалась в мире
ПОКАЯНИЕ В ОТРЕЧЕНИИ ОТ БОГА
786. Старец, укрепляемый Ангелами, 17 дней странствовал по пустыне и нашел мужа, который поведал, что он был епископом, но не выдержал мук и отрекся; опомнившись, он ушел в пустыню; извещение о прощении он получил только через 48 лет; поведав о себе, отшельник скончался
ПОКОЙ
См. также: Смирение. № 1040.
ПОКОРНОСТЬ
См. также: Послушание. № 833.
ПОМОЩЬ БОЖИЯ
См также: Ангел-Хранитель. № 5; Блудная брань. №№ 58, 64; Богородица. №№ 84, 91; Вор № 171; Гнев. № 184; Девство. №№ 207, 208; Демонские козни. №№ 226, 227, 235; Искушения. № 284; Исцеление. №№ 292, 300, 301; Клятвопреступление. № 314; Милосердие. № 432; Молитва. № 500; Мужество. № 562; Незлобие. № 619; Осуждение. № 684; Отчаяние. № 693; Помыслы. № 825; Пост. № 847; Самоубийство. №№ 980, 981; Святой. №№ 1000, 1003, 1004; Терпение. № 1135; Ученье. № 1170; Христос. № 1186; Чистота. № 1220.
787. Видение преподобного Антония Великого, в котором ему было показано небесное ополчение, защищающее монаха
788. Авва Исидор показал авве Моисею демонов, готовящихся на брань, святых Ангелов — помощников святых
789. Преподобный Макарий был чудесно перенесен к месту, куда шел
790. Больному старцу, оставленному всеми, в течение семи дней служили Ангелы
791. Авва Даниил прошел среди варваров, и они не видели его
792. Облако окружило старца, когда он изнемог от жажды, и сопровождало его до келлии; когда же пришли к нему родственники, он вышел из келлии, но они не видели его
793. Чудесное избавление аввы Аполлония с братией из заключения
794. Корабль, на котором сарацины хотели увезти афонских подвижников, встал как вкопанный, пока сарацины не освободили преподобных
795. Во время страданий святого великомученика Феодора Стратилата ему явился Ангел, снял его с креста, на котором он был пригвожден, и укрепил его на дальнейший подвиг
796. После 90–дневного пребывания в мрачном колодце и ежедневных истязаний к преподобному квику Макарию Новому сошел Божественный свет
797. Христос Спаситель явился в темнице святому мученику Константину и исцелил его от ран
798. Воин, призвав Бога, был избавлен от смерти
799. Неизвестный муж явился погибавшему в море матросу и подкрепил его пищей; плывший мимо корабль вскоре подобрал его; это было в то время, когда епископ молился за матроса
800. Святой великомученик Георгий чудесно перенес столб вдовы к строящемуся храму
801. Преподобный Никон Киево-Печерский был чудесно перенесен из плена в Печерскую церковь
802. Ангел написал икону за болящего преподобного Алипия Печерского
803. Два таинственных незнакомца вручили преподобному Зосиме Соловецкому припасы в то время, когда ему угрожала голодная смерть
804. Неоднократные явления преподобного Иринарха Соловецкого жителям Севера и оказание им скорой помощи
809. Злодея, хотевшие ограбить подвижника Елеазара, обезумели и бессмысленно кружились вокруг его келлии, пока подвижник не разрешил их
806. Спасение преподобным Елеазаром Анзерским строителя Исаии и его ученика от неминуемой гибели в море
807. Встречный ветер воспрепятствовал отправить старца Наума из монастыря, и он благополучно вернулся в свой скит
808. Люди, посланные ограбить преподобного Кирилла, видели вокруг его обители воинов; впоследствии же выяснилось, что никто не приходил в обитель
809. Помощь преподобного Макария городу Унже во время нашествия татар
810. Спасение оптинского настоятеля архимандрита Исаакия от гибели по молитвам Святителя Николая Чудотворца
811. Явившись умирающей в родах женщине, Святитель Николай успокоил ее и возвестил о благополучном рождении у нее сына
ПОМОЩЬ НЕБЕСНАЯ В БИТВАХ
812. Свидетельством небесной помощи в битве святому князю Андрею Боголюбскому был свет, исходивший от иконы Спасителя и Креста
ПОМЫСЛЫ
См. также: Блудная брань. №№ 50, 52, 56, 70; Демонские козни. № 229; Мудрость. № 561; Награда. № 579; Ненависть. № 634; Покаяние. № 771; Помощь Божия. № 788: Прозорливость. № 924; Старец. №№ 1097, 1098; Старец неискусный. № 1102; Страх Божий. № 1106; Терпение. № 1131; Труд. № 1152.
813. Как невозможно остановить ветер, так нельзя возбранить и появлению помыслов, но наше дело — противиться им
814. Помыслы подобны огню, они погашаются усердной молитвой
815. Об ответственности человека за помыслы
816. Старец не вкушал пищи, если за день у него возникало больше худых помыслов, чем хороших
817. Нечистые помыслы отлучают подвижников от Бога
818. Монах, боримый желанием уйти из обители, в течение девяти лет побуждал себя еще один день пробыть в монастыре; это продолжалось до тех пор, пока Господь не отъял искушения
819. Бесы через помыслы внушали иноку не ходить в храм и не поклоняться Святому Кресту
820. Вспомнив забытый помысл, преподобный Пимен сразу же вернулся к старцу, оставив ключ в дверях См. также: Ревность.
821. Повесть о том, как авва Евстафий подвергся тяжелому искушению и едва не погиб из-за того, что не исповедал своих помыслов старцу
822. Ученик за семикратное отвержение помыслов своеволия удостоился семи венцов
823. Авва Антоний надеждой будущего мздовоздаяния отгонял бесовские помыслы
824. Борьба с помыслами сплетает подвижнику венец
825. Помощь преподобного Серафима, оказанная архимандриту Крониду в борьбе с помыслами
ПОМЫСЛЫ ХУЛЬНЫЕ
См. также: Хула. № 1187.
826. Отвержение хульных помыслов привлекает Христа в сердце
827. Инок долго стыдился открывать свои хульные помыслы старцу; но, когда открыл, был научен отсекать их
828. Рассказ архимандрита Кронида о лютой мысленной брани, которую ему пришлось пережить
ПОСЛЕДОВАНИЕ БОГУ
829. Восхищенный нищетой и кротким словом старца, трибун раздал свое имущество бедным и стал иноком
ПОСЛУШАНИЕ
См. также: Блудная брань. № 61; Вера. № 121; Обида. № 678; Родители. № 959; Самопожертвование. № 970; Старец. №№ 1086, 1087, 1088.
830. Авва Иоанн Колов за послушание привел к своему старцу гиену
831. Сухое дерево, поливаемое за послушание в течение трех лет, дало плод
832. Сухой жезл, поливаемый по послушанию в течение трех лет, возрос в зеленеющее дерево
833. Богатый юноша по вступлении в обитель был послан старцем в родной город продавать корзины, что и исполнил с покорностью
834. Ученик, по послушанию находившийся в селении, ради молитв старца был чудесно избавлен от грехопадения
835. Ради послушания брата крокодилы не причинили ему вреда и мертвый воскрес
836. Ученик Марк был особенно любим своим старцем Силуаном за полное послушание; однажды авва позвал его, ученик выбежал к старцу, не докончив писать начатой буквы
837. Имея совершенное послушание, монах допустил святителю Василию Великому подать ему воду для умывания рук и за это был посвящен во пресвитера
838. Авва Павел под руководством аввы Антония прошел школу беспрекословного послушания и достиг духовного совершенства
839. О великом послушании аввы Афре и его учителя аввы Ора
840. Соблюдая заповедь старца, инок пять лет молчал; когда же возникла нужда переправиться через реку, приплыл крокодил и перенес его
841. Преподобный Антоний Новый, прожив много лет в безмолвии, ушел в Вифании), в обитель, и там под руководством игумена прошел суровую школу послушания; принеся своим послушанием назидание братии обители, преподобный почил в мире
842. Святой преподобномученик Тимофей убежал от своих детей, ибо не имел благословения игумена встречаться с ними
843. Видение старца, в котором ему было показано, что жизнь того, кто живет по послушанию, выше тех, кто терпит болезни, служит ближним и ведет отшельнический образ жизни
ПОСТ
См. также: Болезни. № 108; Воздержание. №№ 149, 153; Любовь к ближнему. №№ 401, 403; Мудрость. № 561; Совесть. № 1070.
844. Иудейские отроки, вкушая растительную пищу, оказались крепче тех, кто употреблял запрещенную иудейским законом пищу со стола царя Навуходоносора
845. Ангелы среды и пятка сопровождали мертвого, всю жизнь соблюдавшего пост в среду и пяток
846. Молодой боярин, соблюдавший пост в понедельник, был избавлен Ангелом из татарского плена
847. Спутники преподобного Макария Унженского, испытывая затруднение в пище во время Петрова поста, поймали лося, но преподобный не разрешил им нарушать пост, и они отпустили лося; в день же Апостолов этот же лось сам пришел к ним, и они утолили голод
848. Божия Матерь отвратила Свое лицо от нарушающего пост в среду и пятницу
ПОНОШЕНИЕ
См. также: Молчание при поношении. № 518.
ПОСТОЯНСТВО
См. также: Кротость. № 367.
849. Притча о том, что поле, заросшее тернием, постепенно будет очищено, если его ежедневно обрабатывать хотя бы на малое пространство
ПОСТОЯНСТВО В СЛЕДОВАНИИ ЗА ХРИСТОМ
850. Постоянство в следовании за Христом старец объяснил на примере собак, преследующих зайца
ПОСТОЯНСТВО ПОДВИГА
См. также: Смерть. № 1027.
ПОСТРИГ
851. Авва Софроний видел перед постригом хор дев, восклицавших, что Софроний увенчан
ПОХВАЛА
См. также: Бесстрастие. № 25; Бесчестие. № 32; Тщеславие. № 1161.
852. Авва Алоний не ответил на похвалу, так как считал себя не достойным похвалы
853. На трехкратную похвалу авва Иоанн Колов ответил, что брат своим приходом удалил от него Бога
ПОХОТЕНИЕ
См. также: Подвиг. № 726.
ПРАВДИВОСТЬ
См. также: Богоугождение. №№ 94, 95.
ПРАВЕДНИК
См. также: Благословение. № 41; Демонские козни. № 220; Епископ. № 255; Еретик. № 263; Исцеление. №№ 290, 291; Кончина праведника. № 345; Молитва. №№ 470, 471, 485, 486, 487, 488, 489, 490, 492, 493, 494, 495, 496, 497, 498, 499, 500, 501, 502, 503, 504, 505, 506, 507; Надежда. №№ 586, 588; Последование Богу. № 829; Рай. № 936; Слово праведника. № 1025.
854. О старце, всю жизнь ревностно обуздывавшем страсти и украшенном многими добродетелями
855. Добродетели блаженной Олимпиады
856. Старец, болея, по необходимости и послушания ради, вкушал мясо; соблазнившемуся брату было открыто, что за это старец не лишается славы
857. Столпник Юлиан через своего ученика повелел удалиться льву
858. Лев служил преподобному Герасиму, как домашнее животное. Когда же старец почил, лев сдох на его могиле
859. Лев, повинуясь слову старца, вышел из пещеры
860. Язычники, приносившие жертву идолам, услыхав слова аввы Коприя, уверовали в Спасителя
861. Авва Гелен провел около пещеры черту и запретил бесам переходить ее и искушать юношу
862. Святой Косма видел душу игумена, борющуюся с демонами
863. Во время болезни святого Космы Афонского орел принес ему рыбу
864. Господь попускает страдания праведникам, чтобы они получили большую награду
865. Добродетельная жизнь флейтиста, которому преподобный Пафнутий уподобился по святости
866. Добродетельная жизнь старшины селения, который был подобен преподобному
Пафнутию по святости
867. О добродетельной жизни купца, которому был подобен преподобный Пафнутий
868. Лицо у аввы Памво сияло, как молния
869. Желая быть незамеченным, старец вышел из затвора вечером, но ему предстали два Ангела с факелами и освещали его путь; весь народ сбежался на это зрелище
870. Чудесный огонь исходил из келлии отшельника
871. Авва Силуан был восхищен на Небо и видел Славу Божию
870. Посмертная слава праведника
873. Старца, скончавшегося 15 лет назад, не коснулось тление
874. Загробное блаженство работника, прокаженного и епископа
875. Старец сподобился видеть блаженных отцов, кроме Антония Великого, ибо Антоний был там, где Бог
876. Небесная слава праведника — настоятеля Глинской обители игумена Филарета
877. Незадолго до смерти настоятеля Глинской пустыни одна из посетительниц увидела на его голове золотой венец, а лицо его было, как у Ангела
ПРАВЕДНИКИ
См. также: Князь тьмы (диавол). № 322.
ПРАВЕДНОСТЬ ЛОЖНАЯ
878. Молодой трибун, четыре года ревностно подвизавшийся в пустыне, обольщаясь ложной праведностью, хотел, вопреки воле старцев, уйти в мир; лютое беснование, которому он подвергался в течение двух лет, вразумило его
ПРАВИЛО МОЛИТВЕННОЕ
См. также: Молитва совершенная. № 509.
ПРАВОСЛАВИЕ
См. также: Церковь. № 1202.
ПРАЗДНОСЛОВИЕ
См. также: Беседа душеспасительная. № 15; Мудрость. № 538; Неразумие. № 658; Слово праздное. № 1026.
879. Авва Сисой в течение 30 лет молился, чтобы не согрешать языком
880. Распуская братию, авва Макарий Великий говорил, чтобы они избегали многословия
881. Идя в храм, авва Аммой не позволял ученику идти рядом, ибо боялся праздного слова
882. Во время душеспасительной беседы старцев вокруг них пребывали Ангелы; во время же празднословия — кабаны-демоны
883. Старец никогда не дремал во время духовных бесед, но тотчас погружался в сон, если начиналось пустословие
884. Старец, сопровождавший иноков, ехавших к авве Антонию Великому, не одобрил их многословия
885. Сторож храма сподобился видения, что инокиня, проводившая честную жизнь, но невоздержанная на язык, похороненная в этом храме, была наполовину опалена огнем
ПРАЗДНОСТЬ
См. также: Труд. № 1156.
ПРЕВОЗНОШЕНИЕ
См. также: Гордость. № 188; Смирение. № 1037.
886. Инок, украшенный многими добродетелями, допустил превозношение; был обольщен демоном, явившимся ему в виде жены, и, оставив пустыню, ушел в мир, где предался греху
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
887. Женщина, плененная татарским ханом, предала своего мужа-воина, шедшего спасти ее
ПРЕДСКАЗАНИЕ
См. также: Епископ. № 252; Молитва. № 505; Мученичество. № 574.
ПРЕЛЕСТЬ
См. также: Гордость. № 188; Наказание грешника. № 598.
888. Отшельник, обольщенный демонами, считал, что он — пресвитер
889. Подвижник Валент, возгордившись, впал в крайнее обольщение, поклонился демону, думая, что кланяется Христу, и заявил, что не нуждается более в причащении; связанный цепями, он был исцелен старцами
890. Один отец, возмечтав о себе, принимал демона за ангела, хотел заколоть своего сына в жертву Богу
891. Отшельник, обольщенный диаволом, убил своего отца и сам был задушен нечистым духом
892. Инок, самовольно поселившийся в пещере, впал в бесовское обольщение, предсказывал силой вражией; но, по настоянию игумена, был возвращен в монастырь и там, смиряясь на тяжелых послушаниях, спасся
893. Повесть о преподобном Никите Киевопечерском, попавшем в сеть бесовской прелести
894. Самообольщение преподобного Исаакия Киевопечерского и конечная его победа над бесами
895. Предавшись самовольному подвигу, инок впал в прелесть: видел свет, изменение на иконе, поднимался во время молитвы на воздух
896. Самовольный подвиг и превозношение привели инока в состояние прелести; молитва братии и тяжелый труд вывели его из этого состояния
ПРЕСВИТЕР
См. также: Беснование. № 17; Блудная брань. № 67; Кончина детей. № 327; Кончина праведника. № 349; Неосуждение. № 641; Осуждение пресвитера. № 690; Священство. № 1005.
897. Пресвитер Петр по смирению всегда становился позади других
898. Отшельник не принял оклеветанного пресвитера, приносившего ему Святые Дары, и был вразумлен видением, что вода в золотом колодце не изменяется оттого, что черпает ее прокаженный
899. Пресвитер, совершавший литургию, пребывая в грехе блудодеяния, был наказан болезнью; преподобный Макарий исцелил его только после того, как он исповедал свой грех и дал обещание никогда больше не литургисать
900. Пресвитер не начинал литургии, пока не видел Святого Духа, нисшедшего на престол
901. Отрок видел, что Крещение его совершил светоносный муж, пресвитер же в это время был связав и находился вне храма
902. Повесть о посещении святителем Василием Великим добродетельного Анастасия и его жены Феогнии и об исцелении им болящего мужа
ПРЕСЫЩЕНИЕ
См. также: Блудная брань. № 55.
ПРИВЫЧКА ГРЕШИТЬ
См. также: Милосердие Божие. № 440.
ПРИЗВАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЕ
См. также: Учительство. № 1174.
ПРИМИРЕНИЕ
См. также: Ближний. №№ 43, 44, 45; Незлобие. № 632.
903. Святитель Иоанн Милостивый мудро примирил вельможу с его врагом
ПРИНУЖДЕНИЕ
См. также: Монах. № 519.
ПРИСТРАСТИЕ
904. Игумен Филарет разбил чайный прибор, к которому инок Арсений имел пристрастие
ПРИЧАСТИЕ
См. также: Блудная брань. № 65; Вера. № 127; Грех смертный. № 202; Кончина праведника. №№ 348, 349; Милосердие Божие. № 439; Молитва. № 502; Неверие. № 613; Пресвитер. № 898; Церковь. № 1199; Чародейство. № 1212.
905. Пресвитер Аммон видел Ангела, отмечавшего братию, приступавшую к Святым Тайнам; имена тех, кто не пришел в храм, были изглажены, и через три дня они умерли
906. Авва Макарий видел, что тем, кто недостойно приступил к Причастию, бесы клали на руку уголья, а Тело Христово возносилось обратно к алтарю
907. Святые Тайны, оставленные православным в доме еретика, произрастили стебель и колос
908. Инок, принявший вражеский помысл неверия, по общей молитве братии был удостоен за литургией дивного Божественного видения, вразумившего его
909. Чудесное вразумление старца, сомневавшегося в том, что при причащении преподается Тело и Кровь Христовы
910. Юноша, допустивший неверие в Святые Тайны, во время причащения ощутил во рту мясо; исповедав свой грех, он пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны
911. Небесный огонь вошел в потир во время литургисания Преподобным Сергием, и Преподобный причастился этого Божественного огня
ПРОЗОРЛИВОСТЬ
См. также: Блудная брань. № 69; Воскрешение. № 175; Грех смертный. № 202; Демонские козни. № 233; Епископ. №№ 255, 256; Жадность. № 265; Житие святых. № 275; Кончина праведника. № 340; Ложь. № 373; Мученичество. № 573; Ненависть. № 634; Падение. № 695; Праведник. № 862; Пресвитер. № 902; Самопожертвование. № 974; Слава человеческая. № 1013.
912. Авва Лонгин духом узнал о прибытии к нему святого старца и вышел на пристань встретить его
913. Авва Лонгин не принял от корабельщика золото, но просил его с поспешностью найти одного юношу и отдать золото ему; ибо старец духом узнал, что этот юноша обеднел и хочет удавиться
914. Авва Юлиан чудесно узнал о кончине преподобного Симеона Столпника и возвестил об этом ученикам
315. Авва Аммон сказал, что укушенный собакой юноша получит исцеление только после того, как его родители отдадут украденного ими вола
916. Авва Закхей предсказал, что через два дня моровая язва прекратится и не коснется детей Прокопия; слова старца оправдались
917. С того момента, как авва Иоанн решил посетить старца Каллиника, Бог открыл старцу его имя
918. Авва Сергий духом узнал, что юноша, пришедший к нему, не был крещен, и послал его креститься в реке Иордан
919. Принимая авву Григория, пустынник Сергий оказал ему патриаршие почести; через пять лет авва Григорий был избран Патриархом Антиохии
920. Четыре старца молились, чтобы быть им всем вместе на Небесах. Двое из них перешли в место покоя, один впал в блуд. Двое отшедших стали молить Господа, чтобы съел его лев и благодаря этому он очистился бы. Четвертый же духом узнал, что лев хочет съесть впадшего в блуд, и молил Господа, чтобы зверь не тронул его; и превозмогла его молитва, и помилован был падший, и принес он покаяние в своем грехе. Со временем скончались двое оставшихся, и все четверо были удостоены упокоения в одном месте
921. Чтобы испытать преподобного Максима, архиерей поменялся со своим диаконом одеждой; но преподобный, увидев Владыку (в одеждах диакона), просил его благословения и сказал, что он видел, как они поменялись одеждой
922. Святой Нифонт рассказал брату все, что случилось с ним в дороге
923. Преподобный Елеазар предузнал кончину игумена Иринарха и выехал к нему; Иринарх же, в свою очередь, узнал, что Елеазар отправился к нему
924. Преподобный Пафнутий Боровский по глазам узнавал, какими мыслями занят человек
925. Два примера прозорливости Оптинского старца Амвросия
ПРОКЛЯТИЕ
См. также: Неразумие. № 658.
ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ
См. также: Вера. № 126; Милостыня. № 457; Пост. № 847; Скорби. № 1010; Судьбы Божий. №№ 1115, 1116, 1117, 1118.
ПРОПОВЕДЬ ДУХОНОСНАЯ
См. также: Епископ. № 255.
ПРОРОЧЕСТВО ЛОЖНОЕ
См. также: Прелесть. № 893.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ БОГА
См. также: Спасение в миру. № 1074.
ПРОСТОТА
См. также: Милосердие. № 433; Незлобие. № 624; Пища. № 711.
926. Авва Макарий 12 лет просил Господа, чтобы ему была дарована простота
927. Простота старца Павла Препростого преклонила Господа на исцеление бесноватого
928. Старец святой жизни, видевший во время совершения литургии Ангелов, допускал в службе нечто заимствованное от еретиков; когда ему сказали об этом, он спросил у Ангелов, и те подтвердили сказанное, тогда старец исправился
ПРОЩЕНИЕ
См. также: Ближний. № 45; Вражда. № 176; Незлобие. № 632.
ПРОСФОРА
929. Пес не мог приблизиться к просфоре, так как от нее исходило пламя
ПСАЛМЫ
См. также: Разбойник. № 935.
ПСАЛМОПЕНИЕ
См. также: Демонские козни. № 218; Молитва. №№ 465, 467; Награда. № 583.
930. Наставление аввы Маркелла о псалмопении
ПУТЕШЕСТВИЕ
931. Отправляясь в путешествие, преподобный Иоанн возносил теплую молитву к Богородице; лампада, зажженная им перед иконой, чудесно не угасала во все время его отсутствия
ПЬЯНСТВО
См. также: Супруги. № 1120.
Главная страница |
Другие тексты |
Отечник
Аборт, прерывание беременности. Православный обзор.